Франция в 1980-90 гг., от левого эксперимента к неконсервативной политике

Функционирование ведущих политических партий Франции (80-90-е гг.) После смерти Помпиду на выборах победил центрист Валери Жискар д’Эстен, пробывший у власти один полный срок (до 1981), когда уступил социалисту Франсуа Миттерану. Миттеран (переизбранный в 1988 на второй срок) находился у власти 14 лет, дольше, чем какой-либо другой президент Франции; в 1986-1988 и 1993-1995 при нём действовали правые кабинеты министров (политика «сожительства»). В 1995 году (когда Миттеран уже не баллотировался) социалисты потерпели поражение, и к власти пришёл мэр Парижа, премьер в 1974-1977 и 1986-1988, голлист Жак Ширак. В 1997-2002, в свою очередь, премьером при Шираке был левый Лионель Жоспен. Выборы 2002 года стали сенсацией: все кандидаты набрали менее 20 % голосов, а во второй тур вместе с Шираком вышел ультраправый националист Жан-Мари Ле Пен, набравший чуть менее 17% голосов. Всё общество, включая оппонентов Ширака, объединилось в коалицию против Ле Пена, и во втором туре Ширак одержал сокрушительную победу, набрав более 80 % голосов. Весь второй срок Ширака (2002-2007) правительства формировали правые, популярность которых снижалась после ряда социально-экономических решений. Выборы 2007 года, протекавшие при большом накале общественной борьбы и высокой явке избирателей, принесли во втором туре победу лидеру правой партии «Союз за народное движение» (преемницы голлистских партий), министру внутренних дел в 2002-2007 Николя Саркози.

Период с 1981 по 1995 г., совпадающий с двумя президентскими легислатурами Ф. Миттерана. Данный период характеризовался доминирующим положением трех политических партий:

Французской социалистической партии (ФСП),

Союза за французскую демократию (СФД) и

Объединения в поддержку Республики (ОПР). Общей особенностью партий в выдвижении общенационального лидера явилось то, что все они изначально создавались под конкретную личность, боровшуюся за президентское кресло (Ф. Миттеран, В. Жискар д'Эстен, Ж. Ширак). Деятельность ФСП и ОПР в течение определенного периода сводилась лишь к обеспечению их поддержки. Однако начиная со второй половины 80х гг. каждая из партий была поставлена перед необходимостью разрешения вопроса лидерства. Наиболее успешно этот процесс прошел в ОПР. Ж. Ширак сумел сохранить свое главенствующее положение. В ФСП, СФД к середине 90х гг. данный вопрос не был разрешен. Это обеспечило победу Ж. Ширака на президентских выборах 1995 г. и послужило катализатором сложных процессов партийной модернизации. Поражение Жискара д'Эстена на новых президентских выборах. Приход к власти лидера социалистов Ф. Миттерана. Выработка перспективных направлений внутренней и внешней политики Франции. Проведение досрочных парламентских выборов в целях усиления позиций социалистов в Национальном собрании. Осуществление перемен в области экономики и социальной политики. Замена «левого эксперимента» курсом на «жесткую экономию». Проявление негативного отношения в стране к политике правительства. Завоевание на парламентских выборах 1986 г. большинства в Национальном собрании оппозиционных президенту политических сил. «Период сосуществования» президента-социалиста с противостоящим ему большинством парламента. В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования В 1981 г. президентом Франции был избран социалист Ф. Миттеран, что оказало большое влияние на экономическую политику и, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Застой в экономике продолжался в течение ряда лет. За три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли почти на 35%, а промышленное и сельскохозяйственное производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился, но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось от проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии. блок правых и центристских партий во главе с Жаком Шираком в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. Активизировались рыночные механизмы в экономике, притом, что в стране все еще сохранился крупный государственный сектор экономики, и продолжала действовать система индикативного государственного планирования. Существовало также государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения. Это был французский вариант консервативной политики – монетаризма, «политики равенства шансов». Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. В области внешней политики правительство продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль. В 1990 г. Франция участвовала в войне в Персидском Заливе, это стало началом глубокого экономического кризиса 1990-1993 гг., Циклическое падение промышленного производства составило 7,1%. В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. Одной из острейших социально-экономических проблем остается безработица (12,8%). Численность безработных увеличилась до начала 1994 г., затем стабилизировалась и в 1995 г. составила 3,4 млн. человек. В общей сложности, с 1990 по 1995 г. число не имеющих работы более одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда. в конце осени 1996 г. правительство объявило о планах по глубокому сокращению бюджета 1997 г. Это явилось очередной попыткой уменьшить национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 г. единую европейскую валюту (среди других критериев, соглашение Европейского Союза требовал, чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3% к 1997 г.). Меры, включившие сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и реорганизацию национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и рабочие по всей стране ответили, организуя большие забастовки. В 1995 г. новое правительство консерваторов, которое провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во Франции, пыталось ускорить буксующие экономические реформы, бывшие необходимыми для входа в зону единой европейской валюты. Экономический рост усилился, госбюджет был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. Темпы роста ВВП сохранялись на уровне 3% в год, инфляция не превышала 1,5%, а дефицит госбюджета – 3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: