Стандарты и методологии в жизненном цикле программного обеспечения информационных систем
Борис Позин
Перед директором ИТ-службы и перед руководителем разрабатывающего коллектива при формировании технической и технологической политики возникают похожие группы проблем, связанных с выбором нормативной базы. Краеугольным базовым элементом такой политики является выбор нормативной базы организации, позволяющей сократить расходы и упорядочить работы как внутри компании, так и с подрядчиками.
Из истории развития самых разных областей техники известно, что наиболее стратегичным и эффективным методом борьбы с недостатком ресурсов были стандартизация и унификация. Их внедрение, как правило, позволяло в разных отраслях сокращать совокупные затраты на разработку, производство и эксплуатацию изделий.
ИТ становится отраслью в полном смысле этого слова, а информационные системы — изделиями. Их разрабатывают. Часто их производят, настраивают и эксплуатируют совсем не те люди, которые разрабатывали. Они стоят денег, как при разработке, так и при установке, внедрении, эксплуатации, сопровождении. Они все более глубоко участвуют в производственных процессах организации. Они морально устаревают и требуют модернизации.
|
|
Именно поэтому перед ответственными лицами возникают естественные вопросы:
· Кому и зачем нужны стандарты?
· Какова структура нормативной базы предприятия и как ее выбрать?
· Всё ли надо стандартизировать?
· Нужно ли пользоваться международными стандартами или разрабатывать свои, российские?
Давайте разберемся, поскольку ответы на эти вопросы волнуют и людей опытных, уже пришедших к выводу о том, что без их решения не обойтись, и неопытных, которые считают, что стандартизация в творческой деятельности ограничивает это самое творчество, ущемляет их как гениальных специалистов, которым никакие ограничения не нужны.
Кому и зачем нужны стандарты?
Гениев очень мало – в любой области человеческой деятельности. Основная масса специалистов – в том числе и в отрасли информационных технологий – это специалисты средней квалификации. А системы должны работать надежно, должны быть совместимы с другими системами, должны нормально эксплуатироваться, поэтому нужно создать технические и технологические условия для решения этих вопросов. Прежде всего, конечно, нужно обобщать, формализовать и использовать лучший опыт, накопленный в отрасли.
Стандарты удешевляют совокупную стоимость владения системами, облегчают возможность расширения, модификации и масштабирования систем, а следовательно увеличивают срок их жизни и окупаемость инвестиций.
|
|
Следование стандартам позволяет производителям техники наладить не мелкосерийное, а массовое производство продукции, повысить ее качество. Использование стандартов помогает снизить квалификационные требования к персоналу, сформировать четкие программы обучения, лучше подготовить персонал к решению практических задач.
Стандартизация выгодна всем: и производителям, и потребителям ИС. Она позволяет потребителям ИС:
· не тратить лишних средств на закупку нестандартного оборудования и приобретение вместе с ним дополнительных проблем;
· формализовать и снизить требования к квалификации эксплуатационного персонала без ухудшения качества работ, сохранить независимость от персонала (от «незаменимых» сотрудников);
· иметь возможность выбора поставщиков, которые предоставляют стандартизованные решения.
Итак, стандарты нужны:
· потребителям информационных систем (ИС) — для выбора техники, для упорядочения своей деятельности и взаимодействия с поставщиками;
· поставщикам продуктов и услуг – для снижения себестоимости продукции и следования требованиям рынка;
· разработчикам и эксплуатационникам ИС — для повышения качества решений и обеспечения совместимости с другими системами, а также для применения повторно используемых решений, для снижения трудоемкости и себестоимости работ, повышения их качества.