Кому и зачем нужны стандарты?

Стандарты и методологии в жизненном цикле программного обеспечения информационных систем

Борис Позин

Перед директором ИТ-службы и перед руководителем разрабатывающего коллектива при формировании технической и технологической политики возникают похожие группы проблем, связанных с выбором нормативной базы. Краеугольным базовым элементом такой политики является выбор нормативной базы организации, позволяющей сократить расходы и упорядочить работы как внутри компании, так и с подрядчиками.

Из истории развития самых разных областей техники известно, что наиболее стратегичным и эффективным методом борьбы с недостатком ресурсов были стандартизация и унификация. Их внедрение, как правило, позволяло в разных отраслях сокращать совокупные затраты на разработку, производство и эксплуатацию изделий.

ИТ становится отраслью в полном смысле этого слова, а информационные системы — изделиями. Их разрабатывают. Часто их производят, настраивают и эксплуатируют совсем не те люди, которые разрабатывали. Они стоят денег, как при разработке, так и при установке, внедрении, эксплуатации, сопровождении. Они все более глубоко участвуют в производственных процессах организации. Они морально устаревают и требуют модернизации.

Именно поэтому перед ответственными лицами возникают естественные вопросы:

· Кому и зачем нужны стандарты?

· Какова структура нормативной базы предприятия и как ее выбрать?

· Всё ли надо стандартизировать?

· Нужно ли пользоваться международными стандартами или разрабатывать свои, российские?

Давайте разберемся, поскольку ответы на эти вопросы волнуют и людей опытных, уже пришедших к выводу о том, что без их решения не обойтись, и неопытных, которые считают, что стандартизация в творческой деятельности ограничивает это самое творчество, ущемляет их как гениальных специалистов, которым никакие ограничения не нужны.

Кому и зачем нужны стандарты?

Гениев очень мало – в любой области человеческой деятельности. Основная масса специалистов – в том числе и в отрасли информационных технологий – это специалисты средней квалификации. А системы должны работать надежно, должны быть совместимы с другими системами, должны нормально эксплуатироваться, поэтому нужно создать технические и технологические условия для решения этих вопросов. Прежде всего, конечно, нужно обобщать, формализовать и использовать лучший опыт, накопленный в отрасли.

Стандарты удешевляют совокупную стоимость владения системами, облегчают возможность расширения, модификации и масштабирования систем, а следовательно увеличивают срок их жизни и окупаемость инвестиций.

Следование стандартам позволяет производителям техники наладить не мелкосерийное, а массовое производство продукции, повысить ее качество. Использование стандартов помогает снизить квалификационные требования к персоналу, сформировать четкие программы обучения, лучше подготовить персонал к решению практических задач.

Стандартизация выгодна всем: и производителям, и потребителям ИС. Она позволяет потребителям ИС:

· не тратить лишних средств на закупку нестандартного оборудования и приобретение вместе с ним дополнительных проблем;

· формализовать и снизить требования к квалификации эксплуатационного персонала без ухудшения качества работ, сохранить независимость от персонала (от «незаменимых» сотрудников);

· иметь возможность выбора поставщиков, которые предоставляют стандартизованные решения.

Итак, стандарты нужны:

· потребителям информационных систем (ИС) — для выбора техники, для упорядочения своей деятельности и взаимодействия с поставщиками;

· поставщикам продуктов и услуг – для снижения себестоимости продукции и следования требованиям рынка;

· разработчикам и эксплуатационникам ИС — для повышения качества решений и обеспечения совместимости с другими системами, а также для применения повторно используемых решений, для снижения трудоемкости и себестоимости работ, повышения их качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: