Творчество второй половины 1820-х гг. (сентябрь 1826 — начало сентября 1830)

Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое — разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. В ответ на откровенное признание поэта в том, что если бы он 14 декабря 1825 г. оказался в Петербурге, то непременно вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь, Николай 1 простил его и даже пообещал быть цензором пушкинских произведений. Второе событие — приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Между этими событиями пролегли четыре года, заполненные переездами и странствиями по России, встречами с самыми разными людьми, светской суетой, любовными увлечениями, литературными спорами и творческим трудом.

В первые месяцы после шестилетнего изгнания Пушкин напряженно размышлял об уроках декабристского восстания, о своем чудесном избавлении, парадоксально совпавшем со следствием, казнью, тюремным заключением и каторгой многих его единомышленников (стихотворение «Арион»). Прощенный царем, он не склонил «гордой головы» перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая 1, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения «И.И.Пущину» и «Во глубине сибирских руд...»).

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра 1 («Стансы», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава»). В «Стансах» (1826) Пушкин призвал Николая 1 быть во всем похожим на «пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам.

Однако к концу 1820-х гг. Пушкин понял, что его надежды на Николая 1 иллюзорны. В 1827—1828 гг. поэт вновь испытал на себе коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространявшемся в списках отрывке из элегии «Андрей Шенье» (1825), озаглавленном «14 декабря», и об авторстве поэмы «Гавриилиада», написанной еще на юге. Царь проводил в отношении Пушкина политику «ласкового кнута». Он великодушно миловал поэта за литературные «грехи» молодости и обещал свое расположение, а через шефа жандармов А, X. Бенкендорфа выражал неудовольствие поступками Пушкина, мелочно придираясь и требуя от него безусловной лояльности.

«Полтава» (1828) — единственная историческая поэма Пушкина — крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра 1 и Петровской эпохи. В сюжете поэмы изображение триумфа «России молодой» в лице неудержимого Петра переплетено с драматической историей любви и предательства Мазепы. Поэт нащупывал новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке».

Вторая половина 1820-х гг. — время создания многих лирических шедевров — отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие», «Утопленник», «Анчар» (все — 1828), «Дорожные жалобы», «Жил на свете рыцарь бедный...», «Брожу ли я вдоль улиц

шумных...» (все — 1829). Эти произведения отразили жизненный опыт поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать его и в 1830-е гг. Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову «возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли» (Л. Я. Гинзбург).

Осуществлению многих творческих замыслов Пушкина мешала суетная петербургская и московская жизнь. Поэт по-прежнему, как и в послелицей-ские годы, разрывался между светскими обязанностями и литературными делами, поездками и любовными увлечениями. С трудом продвигалась работа над заключительными главами «Евгения Онегина». Рукописи, как никогда прежде, усеивались «обломками» едва начатых произведений, многие из которых так никогда и не были осуществлены.

В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, — он жаждал того, чего был лишен с детства. В 1828 г. Пушкин сделал предложение А. А. Олениной и получил отказ, В декабре этого же года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н. Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ.

В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения), Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием «Путешествие в Арзрум». В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н. Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.

Сен-ноябр 1830 – Болдино. – дописаны две последние главы «ЕО», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о Медведихе». Реализм в «маленьких трагедиях» – стремление к исторической и этнокультурной конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой. Детерменирование характеров окружающей средой. Свобода – закон жизни: столкновение любых форм окостенения с жизнью несет смерть (от камней памятника Командора до догматизма Сальери). В «Скупом рыцаре» и Барон и Альбер – люди определенных эпох. Барон не лишен адского величия, Альбер – рыцарских добродетелей, но оба они жестоки. 1830 гг – Европа вступила в новую фазу революций, в России – беспорядки. Обращение П. к прошлому. Сначала склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа – «Дубровский». 31 янв 1833 г. начал «Капитанскую дочку». Первоначальный замысел развивался в русле сюжета «Дубровского»: в центре сюжета должна быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Но в 36 г Шванвич был превращен а Швабрина, а центральным персонажем стал Гринев. Пушкинский реализм 1830-х гг. сочетает постановку наиболее глубоких вопросов и показ возможности неоднозначных ответов на них. Сквозь все произведения проходят образы стихий: метели («Бесы», «Метель», «Капитанская дочка»), пожара («Дубровский»), наводнения («Медный всадник»), чумной эпидемии («Пир во время чумы»), а также группа образов, связанных со статуями, столпами, памятниками. Образы стихий ассоциируются с природно-космическими силами, со взрывами народного гнева, с иррациональными силами в жизни и истории («Пиковая дама», «Золотой петушок»).

Реализм: Родовые черты реализма по-разному проявились на разных стадиях его эволюции. Наметим основные этапы развития реализма в русской литературе XIX века.

Первая половина XIX столетия — эпоха формирования и становления русского реализма, в рамках которой можно выделить две его фазы: 1) еще не обособившийся от романтизма реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя; 2) реализм "натуральной школы", уже осознавший себя как принципиально новое литературное направление. Основоположником русского реализма, первооткрывателем "поэзии действительности" по праву считается Пушкин — создатель "Евгения Онегина" и "Бориса Годунова", "Повестей Белкина", "Дубровского" и "Медного всадника", "Пиковой дамы" и "Капитанской дочки". В его творчестве — впервые — оказалась преодоленной грань между "высокими", "поэтическими" и "низменными" сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчиненную объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: "лишнего человека" (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), "маленького человека" (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачев), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской литературы XIX в.

Вместе с тем реализм Пушкина еще далек от социально-исторического детерминизма, свойственного реалистическому искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он (как и реализм первой половины века вообще) вызревал и развивался внутри романтизма.

Романтизм — в понимании Пушкина — это синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности жизни. В первые годы своего пребывания на Юге поэт напряженно следил за ходом революционных событий в европейских странах, он не сомневался в том, что революция разразится и в России, горячо верил в ее успех. Тем болезненнее воспринял он известие о поражении национально-освободительных движений, о торжестве — во всемирном масштабе — сил реакции.

Размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин все более склонялся к мысли о том, что даже величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Жизнь человечества подчинена каким-то неизбежным, независимым от человека законам, не считаться с которыми невозможно. Поэту открывается теперь неодолимая "сила вещей", необходимость принимать в расчет реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Иными словами, возможность осуществления возвышенных романтических идеалов, казавшихся прежде достижимыми, превратилась для него в острую и мучительную проблему. Поиски реальных путей воплощения романтического идеала и составляют важнейшую особенность, важнейшее противоречие пушкинского творчества, во многом предопределившее сопряжение, спаянность в нем романтических и реалистических начал.

Если раньше, в пору "южных" поэм, поэт вместе со своими героями мечтал найти царство свободы за пределами современного цивилизованного общества, то теперь, убедившись, что "судьба людей повсюду та же", он стремится обрести возможности свободы в границах сущего — в рамках порядка вещей, обусловленного и утвержденного логикой жизненных обстоятельств и национально-исторических традиций. Вот почему в "Евгении Онегине" и "Борисе Годунове", двух величайших созданиях "послекризисной" эпохи, Пушкин обращается к проблеме социального бытия человека и проблеме власти — главнейшим факторам, определяющим, регулирующим границы и возможности личностной свободы. Перейдем теперь к пушкинскому роману в стихах.

В соответствии с давней традицией роман "Евгений Онегин" принято считать первым вполне реалистическим произведением русской и даже мировой литературы. Более того, в школьном преподавании к понятию "реализм" обращаются обычно именно в связи с изучением пушкинского романа, оно отрабатывается и демонстрируется на его примере. Между тем, вопрос о художественной природе "Евгения Онегина", о своеобразии его творческого метода достаточно сложен, и ответ на него не может быть сведен к какой-то простой и однозначной формуле.

Вопрос о реализме пушкинского романа в стихах возникает обычно уже при обращении к образу заглавного героя. Очевидно его принципиальное отличие от героя романтических "южных" поэм, загадочного, окруженного тайной. В "южных" поэмах автор не сообщает читателю о прошлом героя, об условиях и обстоятельствах его жизни, не показывает, как формировался или изменялся его характер. Лишь в самых общих чертах, намеренно туманно и неясно, говорит поэт о причинах разлада, вражды героя с обществом. Действие романтической поэмы развертывается не в той среде, какой принадлежит герой по рождению и воспитанию, а в особой, исключительной для него обстановке, на фоне дикой природы, среди народов, не затронутых европейской цивилизацией. И эта необычность обстановки еще больше подчеркивает необычность, исключительность героя.

Напротив, в "Евгении Онегине" герой в значительной мере лишен ореола исключительности, таинственности ("добрый мой приятель", "добрый малый"). Поэт подробно рассказывает о происхождении, воспитании, привычках, образе жизни Онегина, раскрывает причины его разочарования, скуки, хандры. Герой показан в ситуациях и обстановке, характерных для людей его круга. Так, в противоположность Пленнику, который "в край далекий полетел с веселым призраком свободы", Онегин отправляется из Петербурга ("летит в пыли на почтовых") не на Кавказ, а в обычную русскую деревню и по причине самого прозаического свойства — вступить во владение дядиным наследством. Пушкин изображает повседневную жизнь героя, быт и нравы окружающих его людей, насыщает повествование множеством бытовых подробностей.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что поэт стремится объяснить характер Онегина, его поведение, его разочарование обстоятельствами его жизни, условиями его существования. И эта установка на объяснение героя, представление о том, что характер и поведение человека обусловлено в значительной мере социальными факторами, было величайшим художественным завоеванием Пушкина, свидетельством его перехода на позиции реализма.

Действительно, как и в романтических поэмах, центральное место в романе занимает разочарованный герой-индивидуалист, отмеченный печатью духовного превосходства над окружающими и находящийся в разладе с обществом. Причем, как и в романтических поэмах, герой этот духовно, идеологически, лично во многом близок автору, выступает в роли если не двойника его, то, во всяком случае, близкого приятеля, единомышленника, человека того же нравственно-психологического типа. Отсюда — лирический тон романа, также сближающий его с каноном романтической поэмы.

Во-вторых, в романе, как и в "южных" поэмах, резко подчеркнута противоположность искусственного петербургского света и патриархального мира. Конечно, русская деревня — это не горский аул и не цыганский табор, не национальная или природная экзотика, но все же это, безусловно, вариант естественной патриархальной среды. Соответственно и сюжет романа тоже во многом строится по типу романтической поэмы: разочарованный герой-индивидуалист, "отступник света", попадает в естественную среду. И соприкосновение с этим новым для него миром, любовь девушки-"туземки" (провинциальной барышни) способствует изменению героя, дает толчок его духовной и нравственной эволюции.

Таким образом, переход на позиции реализма отнюдь не означал для Пушкина немедленного и полного отказа от романтических художественных принципов; напротив, он означал взаимопроникновение и взаимодействие романтических и реалистических начал.

Помимо "верности деталей" реализм предполагает проникновение а суть общественных отношений, конфликтов эпохи, человеческих характеров.

Иными словами, энциклопедизм пушкинского романа, по мысли Белинского, не только и не столько в широте фона, но прежде всего в жизненности, типичности главных героев, полноте раскрытия их внутреннего мира и благодаря этому — в глубоком и полном изображении важнейших процессов и конфликтов представленной в произведении эпохи.

Действительно, при всей несхожести центральных героев романа (холодный и разочарованный скептик Онегин, восторженный романтик Ленский, "мечтательница нежная", "русская душою" Татьяна), многое их сближает и объединяет. Прежде всего, духовное превосходство над окружающими и отчуждение от них, напряженность внутренней жизни. Во-вторых, неудовлетворенность своим существованием, ибо они не в состоянии найти возможности приложения своим 'душевным силам, реализовать себя. И, наконец, трагическая судьба.

Показывая одинаково печальную участь своих героев, неизбежность душевных драм столь разных персонажей, Пушкин дает понять читателю, что дело не в их личных качествах, не в их индивидуальных особенностях, ибо это — закон русской жизни. Герои "виноваты" лишь в том, что они лучше, выше своего окружения, что они не такие, как все. И этого достаточно, чтобы быть несчастным. Все сказанное позволяет сделать вывод о типичности характеров и судеб лучших людей русского дворянского общества, изображенных в романе, о социально-исторической обусловленности их жизненного поражения и личных трагедий. Иными словами, Онегин, Ленский, Татьяна представлены в романе как жертвы существующих жизненных обстоятельств, сложившихся общественных условий; их трагическая участь выглядит поэтому закономерной. Причем именно многогеройность романа усиливает впечатление неизбежного трагизма судеб центральных персонажей.

В сущности, в "Евгении Онегине" изображается не среда как таковая, не механизм имущественно-сословнотношений, в которые необратимо вовлечены персонажи, их помыслы, поступки, действия, но, скорее, социально-бытовой уклад, национально-характерный фон жизни героев, сфера их духовно-культурных интересов. Конечно, это способствует объяснению характеров, но все же объясняет их не до конца. Немалое значение придавал Пушкин природным задаткам и свойствам, самой натуре человека (столь несходные во всем, Татьяна и Ольга воспитывались ведь в одинаковых условиях). С другой стороны, и в "южных" поэмах для Пушкина была несомненна (хотя и обозначена куда более абстрактно) связь нравственного, психического облика героя с образом его жизни, особенностями общественного уклада. То есть, центральные персонажи романа — -это не социальные типы в точном смысле слова, а типы культурно-психологические. Для понимания сути их характеров важно знать не то, чем они владеют и насколько они богаты, но то, что они читают, о чем мечтают, как любят, на каких литературных героев походят или стараются походить.

Во-вторых, изображаемый социально-бытовой уклад — и в поместном, и в великосветском своем варианте — предстает в романе не как что-то однозначно отрицательное. Поэт различает в нем две стороны, две грани. Так, великосветское общество, само по себе пустое и праздное, открывает в то же время возможность приобщения к высотам европейской культуры, обостряет личностное самосознание, чувство чести и человеческого достоинства. Точно так же мир русской усадьбы в "Онегине" — это, конечно же, общество примитивных, ограниченных крепостников-помещиков, но это и жизнь на лоне природы в согласии с вековыми народно-патриархальными традициями, овеянная поэзией старины, столь близкой романтическому сознанию.

И, наконец, самое главное: как ни велика власть общественных условий над человеком, она, по мысли поэта, все же не беспредельна. Мысль о зависимости человека от окружающих условий согласуется в пушкинском романе с идеей независимости от них, с мыслью о возможности и необходимости возвыситься над средой, ибо полное слияние с нею, растворение в ней означает духовную гибель личности.

Более того, своих любимых героев поэт судит как раз за то, что в решающие минуты жизни они не выдерживают испытания и уступают давлению окружающего мира, подчиняются его власти, его предубеждениям, предрассудкам, нормам. И как же дорого расплачиваются они за это! Страшась "общественного мненья", Онегин выходит на роковой поединок и после мучится виденьем "окровавленной тени". Ленский, "не имев, конечно, охоты узы брака несть", становится тем не менее женихом Ольги и — в вероятной перспективе — заурядным помещиком. Татьяна, выйдя замуж без любви, по воле матери, обречена жить не только с нелюбимым супругом, но и в глубоко чуждой ей атмосфере большого света.


Романтизм в лирике: 1)романтический идеал молодого Пушкина – конституционная монархия («Вольность»+ «Деревня») 2) романтические поэмы - «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыгане» + «Руслан и Людмила» - романтические идеалы и герой, который оторван от людей3) описание природы в романтическом ключе «Кавказ», «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю» 4) ярчайшим образцом русского революционного романтизма является послание «К Чаадаеву», которое выражает абстрактный идеал свободы, т к поэзия романтизма оперирует абстрактными образами («Кинжал» – символ свободы) – образ звезды – связь человека с мирозданием, нечто таинственное и яркое. Идеалы декабризма выражены в традициях романтизма: автор соединяет общественное и личное, сравнивает гражданское чувство с любовным + «Узник» – важнейший образ художественного романтизма. Узничество и есть одиночество, несвобода. Человек должен быть свободен внутренне; никто не сделает человека свободным, пока он не воспитает себя сам 5) любовная лирика: страсть во всех ее отношениях -

Лицейский период (1813 – май 1817 гг.) – «Разлука», «Любовь одна – веселье жизни хладной..», «Певец», «К Морфею», «Желание».


«К ней» (1815 г) – вероятно, что стихотворение написано под влиянием баллад Жуковского.

Сюжет – монолог юного поэта, его страдание. Образ любимой дан в романтическом ключе. Любовь – страсть, переходящее чувство; оно подобно буре захватывает героя, который готов отдаться чувству полностью. Одновременно это и страдание, удовлетворяющее душу поэта. Любовь – мучение сердца, но чувство необходимое. Нет портрета любимой (лишь «шепот сладостный» да «тихий стон»). Нет конкретного любовного сюжета; лишь какие-то невидимые преграды, разлучившие юношу с любимой. Все стихотворение – порыв, мольбы, просьбы выдержано немного в ироническом ключе. Любовь не вечна, а вечна только потребность любить. Набор художественных средств выражает настроение этого стихотворения: пылающая страсть и нежелание расстаться с любимой. Но не с ее идеалом, а именно с физическим ее воплощением («Эльвина! Почему в часы глубокой ночи\ Я не могу тебя с восторгом обнимать,\ На милую стремить томленья полны очи\ И страстью трепетать?).


Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,

Я вяну (тмезис), прекрати тяжелой жизни сон;

«вечная темнота», «шепот сладостный», «тяжелая жизнь», «глубокая ночь», «немая радость» – метафорические эпитеты; олицетворения («утро не застанет», «объятия любви), эпитеты («долгая разлука», «томленья полны очи»), гиперболы («вечная темнота»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: