Прием
1. Мыслительные операции
2. Материализованные действия
3. Конкретные элементы деятельности на занятии, носящие ситуативный и эпизодический характер
4. Элемент метода обучения, при помощи которого достигается решение частных педагогических задач, входящих в общую цель применения соответствующего метода обучения
Приемы изучения:
1. Повествование – рассказ об исторических событиях или процессах
o Наиболее приемлемы приемы этой группы тогда, когда необходимо создать эмпирическое представление о какой-либо временной последовательности. К вариантам повествования относятся:
§ Сюжетный рассказ – прием, воссоздающий образ динамично развивающегося исторического события
§ Образное повествование – воссоздание в образной форме развития типичного исторического явления
§ Конспективное повествование – краткое освещение «неглавных» фактов
§ Прием информативного сообщения, т.е. простого перечисления событий, имен, дат и т.п.
2. Описание – в центре набор элементов, входящих в состав образа какого-либо исторического явления или процесса
a. Картинное описание, воссоздающее целостный образ относительно статичного исторического факта (как правило – явления или процесса)
b. Аналитического описание - представляющее собой расчленение целостного образа на составные части с целью выяснения его структуры, значения и взаимосвязи отдельных компонентов
3. Характеристика – группа приемов, связанных с рассмотрением существенных черт изучения (исторического явления или конкретного персонажа):
a. Образная характеристика – прием воссоздания образов реальных исторических деятелей или «типичных представителей» на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейших биографических данных, характерных особенностей поведения и т.п. Прием образной характеристики относят к числу приемов «изучения фактического материала»
b. Аналитическая характеристика – по сути, прием очень близок к аналитическому описанию; основное отличие в том, что аналитическая характеристика применяется для изучения не фактического, а творческого материала
c. Сравнительная характеристика – выявление черт сходства и различия событий, явлений, процессов на основе анализа их признаков
d. Обобщающая характеристика – краткое перечисление существенных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и т.п.