Даниярова А.Е.,. к.и.н., доцент кафедры «История Казахстана»

к.и.н., доцент кафедры «История Казахстана»

Карагандинского государственного

технического университета

Организация Североатлантического договора (НАТО) — это военно-политический блок, образованный 4 апреля 1949 г. в США. Государствами-членами НАТО стали: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Главная цель НАТО – в соответствии с принципами Устава ООН гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

- выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

- служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

- осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

- способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

- содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Высшим политическим органом НАТО является Севороатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Началом сотрудничества между Республикой Казахстан и НАТО стало вступление нашей страны в 1992 г. в Совет Североатлантического сотрудничества, который в 1997 г. был преобразован в Совет Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). СЕАП позволяет Казахстану осуществлять плодотворный диалог со странами-членами НАТО и странами евразийского пространства по наиболее актуальным вопросам международной безопасности. Важной составляющей сотрудничества является участие Республики Казахстан в ежегодных Совещаниях министров иностранных дел и обороны СЕАП.

В январе 1994 г. была создана программа военного сотрудничества НАТО «Партнерство ради мира». Среди участников программы: Азербайджан, Армения, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария. Казахстан присоединился к программе «Партнерство ради мира» 27 мая 1994 г. с целью углубления политического диалога и военного сотрудничества с НАТО.

«Партнерство ради мира» является крупномасштабной инициативой НАТО, целью которой является упрочение стабильности и безопасности, достижение реального партнерства между каждым из государств-партнеров и НАТО. Эта программа стала важным и неотъемлемым элементом архитектуры современной безопасности.

Отношения между НАТО и Казахстаном на сегодняшний день приобретают взаимовыгодный характер. Можно выделить несколько аспектов этого сотрудничества.

Во-первых, военно-технический аспект. Казахстан намерен, используя свое участие в программах НАТО, получать партии вооружений и боевой техники. Подобная тактика уже позволяла некоторым странам, вступившим в НАТО, за короткий промежуток времени значительно модернизировать парк военной техники в соответствии со стандартами Североатлантического блока. Например, страны Балтии, несмотря на малую численность своих вооруженных сил, практически на 100 процентов прошли перевооружение и сегодня полностью соответствуют стандартам НАТО. Это в свою очередь позволило странам Балтии активно участвовать в различных мероприятиях НАТО.

Казахстан также сделал шаги в данном направлении. Так, по программе НАТО «Партнерство ради мира» республика стала участвовать в ежегодных осенних и весенних учениях как на территории американских баз морской пехоты, так и в Центральной Азии.

Другим шагом Казахстана стало присоединение в 2002 году к программе НАТО «Процесс планирования и анализа». Сотрудничество в рамках данной программы позволило республике участвовать в миротворческих миссиях и мероприятиях по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, а также получать военную технику и вооружение в соответствии со стандартами НАТО.

Во-вторых, финансовый аспект сотрудничества. Республика, участвуя в программах НАТО, пытается получить финансирование, направленное как на вооруженные силы, так и на поддержание науки и некоторых сфер промышленности (например, атомной).

Так, участвуя в программеЕвропейского командования НАТО«Инвестиции и безопасность», Казахстан пытается использовать возможности программы для совершенствования военной инфраструктуры в различных регионах республики, включая создание учебно-тренировочных центров, систем связи и информации.

Другим примером является взаимодействие Казахстана и НАТО в рамках программы «Наука во имя мира». В данном случае значительное внимание со стороны НАТО получили проблемы Семипалатинска, Аральского моря и безопасности трубопроводов.

В-третьих, внешнеполитический аспект. Казахстан, участвуя в совместных мероприятиях со странами НАТО, демонстрирует республикам региона свою разновекторную политику, основанную на дистанцировании от основных полюсов силы и использовании механизма сдержек и противовесов.

Сотрудничество Казахстана и Организации Североатлантического договора (НАТО) осуществляется на практике посредством диалога в рамках Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). Специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии посол Роберт Ф. Симмонс поддерживает на высоком уровне политический диалог с руководством Казахстана и регулярно посещает страну, сотрудник НАТО по связи и взаимодействию в Центральной Азии также периодически выезжает в Астану и рассматривает вместе с правительством вопросы сотрудничества.

НАТО и Казахстан развивают практическое сотрудничество в целом ряде областей посредством Индивидуального плана действий партнерства (ИПАП). Казахстан излагает планы и графики реформ в документе ИПАП, который стороны совместно утверждают на двухгодичный период.

Основные области сотрудничества между НАТО и Казахстаном – сотрудничество в сфере безопасности, реформа сектора обороны и безопасности, гражданское чрезвычайное планирование, наука и окружающая среда, информирование общественности.

Сотрудничество в сфере безопасности. Из состава воздушно-десантных сил Казахстан выделил миротворческий батальон, который может быть развернут для проведения операций по поддержанию мира под руководством НАТО и в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН. Подразделения миротворческого батальона приняли участие совместно с государствами НАТО в ряде войсковых учений. Один из важнейших проектов в рамках ПАРП состоит в том, чтобы расширить состав этих сил до бригады (КАЗБРИГ). Можно отметить, что результатом действий Казахстана в данном направлении стало формирование казахстанского отдельного батальона, который был экипирован по стандартам Североатлантического блока. Вместе с тем следует иметь в виду, что формирование отдельного батальона не означает, что армия Казахстана перешла на вооружение стран НАТО.

Казахстан играет активную роль, организуя на своей территории учебную подготовку и учения ПРМ, а также участвуя в подобных мероприятиях, проводимых в других странах. По согласованию с государствами-членами НАТО Казахстан ведет работу по созданию регионального учебного центра ПРМ и продолжает взаимодействовать со странами НАТО и с региональными партнерами в сфере методики военной подготовки и подготовки по иностранным языкам.

Участвуя в Плане действий партнерства по борьбе с терроризмом, Казахстан вносит свой вклад в эту борьбу. Это предполагает обмен разведданными и аналитическими разработками с НАТО, совершенствование национального потенциала, необходимого для контртеррористической деятельности, и упрочение безопасности границ. В 2006 и в 2007 гг. Казахстан провел на своей территории крупные контртеррористические учения «Степ Игл» («Степной орел»). Эти учения способствовали повышению оперативной совместимости КАЗБРИГ и сил Североатлантического союза. В результате учений подразделения прошли сертификацию НАТО для возможного развертывания.

Реформа сектора обороны и безопасности. НАТО помогает в осуществлении процесса демократических и институциональных реформ, который идет в Казахстане и изложен в документе ИПАП. В частности, в области реформы сектора обороны и безопасности НАТО и отдельные страны-члены имеют значительный опыт и навыки, которыми Казахстан может воспользоваться.

Консультируясь с государствами-членами НАТО, Казахстан продолжает разработку концептуальных рамок для реформы сектора безопасности и обороны и продвижение основных проектов реформ в Министерстве обороны. Тот факт, что Казахстан принял цели Плана действий партнерства по строительству оборонных институтов, стал хорошим подспорьем в этой работе. Программа помогает создавать систему эффективного судебного надзора и надлежащие механизмы управления для различных органов в сфере обороны и безопасности.

Участие Казахстана в Процессе планирования и анализа, начиная с 2002 года, развивает способность вооруженных сил страны взаимодействовать с НАТО. Казахстан стремится к тому, чтобы подразделения его вооруженных сил и вооруженных сил стран НАТО были оперативно совместимы. В настоящий момент упор делается на аэромобильные силы и ВМС. Продолжается совместная работа над дальнейшим развитием миротворческого батальона, который будет действовать совместно с государствами-членами Североатлантического союза.

Страны НАТО и Казахстан ведут сотрудничество по крупному проекту, направленному на развитие ВМС Казахстана в Каспийском море. Продолжается разработка общих стратегических документов ВМС, и параллельно с этим делается все необходимое для того, чтобы военнослужащие ВМС Казахстана прошли в полном объеме учебную подготовку в соответствии со стандартами и тактикой НАТО.

Гражданское чрезвычайное планирование. В сотрудничестве с НАТО и посредством участия в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, Казахстан развивает национальный потенциал реагирования на гражданские ЧС и ликвидации последствий катастроф.

Наука и окружающая среда. Научная программа НАТО основана в 1958 г. при создании Научного комитета НАТО. Направлениями научной программы НАТО являются: сотрудничество в области науки и техники, выделение научных стипендий, поддержка исследовательской инфраструктуры, наука ради мира.

По линии программы «Наука ради мира и безопасности» Казахстан получил гранты на реализацию около двадцати проектов сотрудничества в сфере науки и экологии. Проекты включают: сотрудничество в исследовании радиологической опасности в Центральной Азии, комплексное управление водными ресурсами и разработку новых технологий строительства сейсмостойких зданий.

Казахстан также участвует в проекте «Виртуальный Шелковый путь», цель которого – улучшить доступ к Интернету для сотрудников высших учебных заведений и научных работников в странах Кавказа и Центральной Азии за счет использования спутниковой сети. Для реализации проекта «Виртуальный Шелковый путь» в Казахстане создана Ассоциация пользователей научно-компьютерной сети Казахстана «Казрена». В настоящий момент большое число учреждений в Алматы пользуются этой сетью. Ведется подготовительная работа для расширения возможностей подключения в других городах по всей стране.

Информирование общественности. Еще одним ключевым направлением сотрудничества является улучшение доступа к информации и повышение осведомленности общественности о НАТО и о пользе сотрудничества НАТО и Казахстана. В Алматы и Астане идет строительство нескольких депозитарных библиотек НАТО. В 2007 году НАТО и Казахстан провели совместный семинар, внесший свой вклад в подготовку казахстанских работников сферы СМИ и информирования общественности. Ведется совместная работа по созданию обширной стратегии информирования общественности.

Таким образом, с первых лет независимости Республика Казахстан полноценно и успешно расширяет свои многосторонние и двусторонние взаимоотношения. Международные организации оказывают содействие в деле вступления и включения нового суверенного государства в мировую систему международных отношений и дают эффективные отношения и положительные результаты через совместные программы и проекты. А это, в свою очередь, влияет на дальнейший процесс формирования имиджа Республики Казахстан как ответственного и стратегического партнера в регионе.

Список литературы

1. Болдырев В. И. Основные сведения об Организации Объединенных Наций: Справочник. М.: Международные отношения, 2000.

2. Бейсенбина А. Механизм реализации инвестиционного потенциала Казахстана в условиях модернизации экономики // Саясат. 2007. № 11.

3. Вильбертс Р. "Новый дух" сотрудничества // Новости НАТО. 2004. № 3.

4. Иванова Е. И. Международный терроризм // Вестник НАТО. 2003. № 2.

5. Кузнецова Е. НАТО. Тенденция к размыванию альянса // Международная жизнь. 2004. №4.

6. Международное право: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 2003.

7. Митрофанов А.В. Шаги новой геополитики. М., 2000.

8. Научная программа НАТО // Промышленность Казахстана. 2003. №3.

Международные экономические и финансовые институты

во внешнеэкономической деятельности Казахстана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: