Смагулов Н.К

к.и.н., доцент,

заведующий кафедрой

Провозглашение в декабре 1991г. государственного суверенитета поставило перед Республикой Казахстан задачу, связанную с выработкой общих принципов своей внешней политики. Это позволяло определить стране место в системе международных отношений и соответствовало стратегическим интересам Казахстана. Фундаментом для этого стали общие принципы мировой политики, геополитики и геостратегии, сложившиеся в международном сообществе к концу ХХ века и регулирующие отношения между государствами.

Принципы внешней политики, позволяющие соотнести политические интересы различных стран, формировались на протяжении всей истории человечества. С древних времен «…люди стремились установить взаимоотношения со своими соседями. Благополучие рода, племени более высоких государственных образований зависело от уровня взаимопонимания и доверия. Очевидно, изречения древних о предпочтительности любого мира войне были истиной, выстраданной повсеместно». Однако документальное оформление они нашли только во второй половине ХХ века в ряде документов наиболее авторитетных международных организаций и форумов – в Уставе Организации Объединенных Наций, в Декларации о принципах международного права 1970 г., а также в Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.

Под основными принципами внешней политики и международных отношений пони­маются наиболее общие, важные и фундаментальные нормы, обладающие высшей императивной юридической силой. Как правило, в международных актах речь идет о следующих деся­ти принципах: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внут­ренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равенство и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по междуна­родному праву.

Попытаемся проанализировать содержание указанных принципов и проследить их отражение как в концепции внешней политики Республики Казахстан, так и в практической внешнеполитической ее деятельности.

1. Принцип суверенного равенства государств зафиксирован в Уставе ООН, где записано: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех своих членов».Этот принцип означает уважение государственного суверенитета и признание равноправия всех государств-членов ООН и права их распоряжаться своей судьбой.

Государственный суверенитет является основным, неотъемлемым признаком государства. Все государства, в том числе и Казахстан, являются равноправными членами мирового сообщества. Принцип суверенного равенства означает, что даже самое маленькое, слаборазвитое государство в решении международных дел имеет такой же голос, как и самое огромное и высокоразвитое государство, что каждое государство, имея суверенные права на международной арене, обязано уважать такие же суверенные права, которыми обладают другие участники международ­ного сообщества.

Этот принцип находится в центре внимания Н.А. Назарбаева. Будучи дальновидным и оптимистически настроенным политическим лидером, он уверен, что «только.... положив в основу миропорядка принцип взаи­мозависимости и суверенного равенства членов международного со­общества, можно объединить потенциал стран для достойного ответа на вызовы современности и создать эффективные механизмы сопряже­ния национальных интересов и международных усилий… Именно такой подход позволит максимально обеспечивать в рамках единого международного процесса равные возможности, равную безопасность и достойное место всем государствам, неза­висимо от их величины, места и роли в геополитическом раскладе сил».

2. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств тесно связан с принципом суверенного равенства. По Уставу ООН запрещается вмешательство «в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Это понятие нельзя трактовать только как территориальное. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., принцип невмешательства означает, что государство имеет право оп­ределять свою политическую, экономическую, социальную и культур­ную системы без вмешательства других государств, и наоборот – ни одно государство не имеет права осуществлять интервенцию или вме­шательство в какой бы то ни было форме или по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела других государств.

Одним из условий успешной реализации задач, стоящих перед внешней политикой республики, является благоприятная международная обстановка. «Поэтому в области внешней политики, - заявляет Президент Н.А. Назарбаев, - приоритетной линией остается развитие и укрепление независимости и суверенитета Казахстана... Наша страна присоединяется к мнению государств, считающих, что в следующем столетии мир должен стать многополюсным, свободным от центров силы и разделительных линий, конфронтации и противостояния, вме­шательства во внутренние дела и навязывания политических установок».

3. Принцип международного сотрудничества государств заклю­чается в следующем:

- государства обязаны сотрудничать друг с другом в целях поддер­жания международного мира и безопасности;

- сотрудничество государств не должно зависеть от различий в их социальных системах;

- государства должны сотрудничать в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного ха­рактера.

4. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В основе этого принципа лежит известная с древних времен обычная норма – «договоры должны соблюдаться». Статья 2 Устава ООН говорит об обязанности ее членов добросовестно выполнять принятые на себя обязательства. Все государства должны соблюдать обя­зательства, вытекающие из Устава ООН. Ни одно государство не мо­жет ограничить себя пределами действия Устава ООН, а обязано не­укоснительно выполнять все обязательства, вытекающие из международных правовых принципов, а также из заключенных ими международных договоров.

Казахстан в своей договорной практике стремится руководство­ваться принципом добросовестного выполнения международных обя­зательств. Более того, в тексты договоров Казахстан включает статьи, предусматривающие механизм соблюдения договоров и обязательств, вытекающих из договора. В соответствии с этим принципом Президент Н.А. Назарбаев, выступая еще 15 февраля 1995г. в Алматы на Совещании по вопросам внешней политики, потребовал от соответствующих органов «наладить предметную повседневную работу по реализации имеющейся договорной базы. Работникам всех уровней государственного аппарата должно быть ясно: если глава государства в ходе его контактов за рубежом вы­сказался в пользу конкретных направлений или проектов сотрудничества, то всякая волокита по выполнению достигнутого на высшем уровне должна сурово наказываться».

Учитывая это требование Президента, в Конституцию Республики Казахстан была включена специальная норма, в соответствии с кото­рой «международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

5. Принцип неприменения силы или угрозы силой. В Уставе ООН записано: «Все члены Организации Объединенных Наций воз­держиваются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или по­литической независимости любого государства, так и каким-либо дру­гим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Принцип неприменения силы или угрозы силой - достояние современ­ного международного права. Значение его заключается в том, что он запретил право государств на войну, он квалифици­рует агрессивную войну как международное преступление. Но при этом применение вооруженной силы против агрессора страны, которая совершила либо совершает агрессивные действия, не противоречит принципу неприменения силы. Более того, согласно ст.51 Устава ООН, государство, подвергающееся нападению, имеет право на индивиду­альную или коллективную самооборону.

6. Принцип нерушимости границ. Согласно международным документам данный принцип является составной частью принципа неприменения силы. Он приобрел самостоятельность в Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., где записано, что «каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения сущест­вующих международных границ другого государства». Согласно акту нельзя нарушать границы насильственными методами. Но не возбраняется изменение прохождения границ между сопредельными государствами по согласованной, доброй воле договаривающихся сторон.

Казахстан так же, как и другие миролюбивые государства, придерживается принципа нерушимости границ. Это, в частности, нашло выражение в договоренностях, достигнутых с Китаем, по вопросам режи­ма казахстанско-китайской границы.

7. Принцип территориальной целостности государств закреплен в качестве самостоятельного международного принципа в Хельсинкском Заключительном акте. В этом документе записано, что государства должны воздерживаться от любых действий, находящихся в противоречии с Уставом ООН и направленных против территориальной целостности государств.

Стоит акцентировать внимание на том, что принципы территориальной целостности и нерушимости границ государств привлекли к себе особое внимание молодых независимых государств, образовавшихся в начале 90-х годов ХХ столетия в постсоветском пространстве. Они стали предметом встреч и неоднократного обсужде­ния государств-членов СНГ.

В Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ, подписанной 15 апреля 1994 г., говорится, что главы государств-членов СНГ, руководствуясь общепризнанными нормами международного права, целями и принципами Устава ООН, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подтверждая территориальную целостность, нерушимость границ, отказываются от противоправных, территориальных приобретений и от любых действий, направленных на расчленение чужой территории, и будут воздерживать­ся от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности какого-либо из государств-участников содружества. Казахстан демонстрирует подлинное миролюбие внешнеполитиче­ского курса, поэтому по периметру его границ сформировался пояс доверия, добрососедства и дружбы, основанный на прочном политиче­ском и международно-правовом фундаменте.

8. Принцип мирного разрешения международных споров озна­чает, что государства должны разрешать свои взаимные споры только мирными, ненасильственными средствами и методами, чтобы не под­вергать угрозе международную безопасность и справедливость. Ярким примером тому может послужить разрешение Карибского кризиса в 1962 г., когда весь мир находился на грани ядерной катастрофы, путем переговоров двух сверхдержав (СССР и США).

Казахстан осуществлял ранее посредничество с целью урегулиро­вания споров между Азербайджаном и Арменией в связи с событиями в Нагорном Карабахе. В настоящее время предлагает свои услуги в раз­решении спорных вопросов во взаимоотношениях Пакистана и Индии, Израиля и Ирана. Выступая на Саммите тысячелетия ООН в 2000 году, Президент Казахстана предложил совершенствовать деятельность ООН, сказав следующее: «…Было бы целесообразным в ее структуре развивать такие институты, которые на основе глобального анализа ситуации могли бы заранее предупреждать о назревающих конфликтах, вырабатывать рекоменда­ции для вмешательства в ситуацию на ранних стадиях и предотвращать военные методы решения конфликтов, эффективно используя превен­тивную дипломатию».

9. Принцип самоопределения народов и наций. Согласно этому принципу все народы имеют право свободно, без вмешательства и давления извне определить свой политический статус и осуществлять свое развитие. Каждый народ и каждый этнос свободны в выборе пути своего развития. Реализация этого принципа на практике привела к распаду как капиталистической, колониальной, так и социалистической систем: первой - в 50 - 60 гг., а второй - в 80 - 90 гг. XX в.

После распада СССР народ Казахстана осуществил свое право на самоопределение в виде создания суверенного, независимого государства.

10. Принцип уважения прав и основных свобод человека - один из основополагающих принципов международного права, принимающий в последние десятилетия (Всемирная декларация прав человека была принята в 1948 г.) все более и более самостоятельное значение. Согласно Хельсинкскому Заключительному акту 1975 г., принцип уважения прав и основных свобод человека оз­начает, что все государства должны уважать права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях, обязаны осуществлять на практике политические, гражданские, экономические, социальные права челове­ка без всякой дискриминации.

Принцип уважения прав и основных свобод человека предполагает защиту конкретного индивида от неправомерных действий государст­ва; закрепляет положение, что каждое конкретное лицо, любой человек соответствующей страны становится самостоятельным субъектом международного права. В системе общественных ценностей на первый план выдвигается человеческая личность.

О своей приверженности демократии и уважении прав человека Ка­захстан говорил неоднократно. «Мы избрали этот путь самостоятельно в целях достижения стратегической цели - устойчивого развития и повы­шения благосостояния народа», - заявил Президент Н.А. Назарбаев.

Эти основополагающие принципы доминируют и присутствуют во всех международных договорах и соглашениях, заявлениях, декларациях и в постановлениях высших органов государственной власти Казахстана.

Казахстан, являясь членом ООН, участником ОБСЕ, строит свою внешнюю политику на основе принципов международного права, в своей внешней политике опирается на 10 принципов декларации Заключительного акта, принятого в Хельсинки в 1975 г.

Существует ряд других принципов, которые дополняют и коррек­тируют внешнюю политику Казахстана.

1. Принцип тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики. Исто­рия человечества свидетельствует о том, что политика любого государ­ства делится на внутреннюю и внешнюю, при этом они тесно взаимосвязаны.

Внутреннее положение государства, устойчивость его обществен­но-политической системы, эффективность его экономики, безусловно, проектируются в область международных отношений. Поэтому даль­нейшее развитие казахстанской внешней политики непосредственно связано с успехом проводимых в стране экономических реформ. В свою очередь и внешняя политика должна создавать благоприят­ные международные условия для успешного проведения реформ внут­ри страны.

2. Принцип, выражающийся в сочетании принци­пиальности и твердости с гибкостью.

Внешняя политика любого государства выражает, отстаивает и защищает, прежде всего, национальные интересы. Принципиальность в данном случае означает то, что государство должно твердо стоять на своих позици­ях при отстаивании своих национальных интересов; гибкость же, наоборот, - что государство обязательно должно учитывать иные точки зрения и при разрешении трудных вопросов уметь находить компромиссы. Это необхо­димо потому, что национальные интересы многих государств пересекаются, и если все они будут отстаивать свои интересы в полном объеме, они не смогут прийти к общему решению.

3. Принцип сбалансированности и многовекторности. На нем, как принципе внешней политики Казахстана, стоит подробнее остановиться. Этот принцип показывает ее сущность и означает, что со всеми государствами мира Республика Казахстан будет иметь одинаково интенсивные отношения, то есть не будет в своей внешней политике отдавать предпочтение тому или иному госу­дарству. Многовекторность же указывает на то, что свою внешнюю политику Казахстан строит во многих направлениях и со многими странами одновременно.

Казахстан в силу своего геополитического положения и экономи­ческого потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных про­блемах. Это было бы непонятно не только нашему многонационально­му населению, но и всему мировому сообществу. «Будущее Казахстана - и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе».

На пресс-конференции для казахстанских журналистов, проведен­ной в дни работы седьмого саммита глав тюркоязычных государств в апреле 2001г., Президент Казахстана Н.А. Назарбаев счел нужным еще раз обратить внимание политиков и общественности мира на то, что «многовекторность внешней политики Казахстана на международной арене остается неизменной. Для нас важны добрые и плодотворные отношения с Россией, Китаем и исламским миром не меньше, чем с братьями-тюрками. И наше стремление жить в дружбе и согласии со всеми – вопрос безопасности и экономической целесообразности».

Не менее важен и следующий, 4 принцип внешней политики Респуб­лики Казахстан – принцип неделимости безопасности. Он означает тесную взаимосвязь всех ее элементов. Безопасность должна быть неделима. Под этим подразумевается то, что все вопросы, касаю­щиеся безопасности, должны решаться в комплексе. То есть нельзя отделить национальную безопасность от государственной, регио­нальную от континентальной, континентальную от глобальной. Это связано, прежде всего, с тем, что мир един и интеграция становится главным направлением развития его субъектов, и все проблемы безо­пасности тесно связаны между собой, решение одной из них требует предварительного решения другой.

При этом особо важно то, чтобы все государства были в равной степени защищены от современных угроз и рисков и несли общую от­ветственность за их отражение. В этом заключается условие стабиль­ности системы международных отношений, ориентирующихся на на­циональный и мировой прогресс. Н.А. Назарбаев – один из первых среди лидеров постсоциалистических стран видел свою задачу как главы независимого государства в том, чтобы сохранить мир и укрепить международную безопасность.

Рассмотренное содержание основных принципов внешней политики Республики Казахстан показывает, что если основополагающие принципы функционируют в рамках создания правовой базы взаимоотношений, то последняя создает условия, способы и методы реализации внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Казахстана.

Список литературы

1. Козыбаев И.М. Дипломатия Казахстана: страницы истории. Алматы: Оркениет, 2001. С 11.

2. Устав ООН. Статья 2. Сборник документов по международному праву. Том I. Алматы, 1998. С. 15.

3. Назарбаев Н.А. Концепция внешней политики требует адаптации к современным услови­ям // Казахстанская правда. 2000. 3 октября.

4. Хан Г.Б., Суворов Л.С., Рахманова Г.Б. Внешняя политика Республики Казахстан: Монография. Алматы: КазГЮА, 2001. С.37.

5. См.: Устав ООН. Статья 1. Сборник документов по международному праву. Т. 1.

6. Выступление Президента Н.А. Назарбаева на Совещании по вопросам внешней политики. В кн.: Внешняя политика Казахстана: Сборник статей / /Под ред. Н.Ж. Даненова, Б.Ш. Надирова и В.М. Ковалева. Алматы-Москва, 1995. С.10.

7. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года). Алматы, 2007.

8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975.

9. Назарбаев Н.А. Выступление на Саммите тысячелетия ООН //Казахстанская правда. 2000. 8 сентября.

10. Назарбаев Н.А. Укреплять международные позиции Казахстана //Казахстанская правда. 1998. 15 сентября.

11. Рахметова Г. Президенты «сверили часы» // Казахстанская правда. 2001. 29 апреля.

Участие Казахстана в

Шанхайской организации сотрудничества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: