Покажите связь между изменением целей, техник и мест работы антропологов в истории дисциплины

Изначально соц. антропология концентрировала внимание на изучении особенностей локальной жизни в традиционных об-вах и исследовала представления о человеке как общественном существе. В первую очередь развитие дисциплины было связано с развитием колониализма и освоением новых территорий. Чтобы дистанционно управлять колониями, необходимо было использовать туземные институты. Основными предметами исследований были культура “примитивных” обществ, а также закономерности их развития. Стоял главный вопрос о том, почему, несмотря на то, что физическое и когнитивное содержание у людей одинаковое, существуют настолько разные личности и группы, обладающие своим языком, религией, верованиями, обычай и пр. Наверняка большинство антропологов согласится, что анализ этих различий – важная часть их исследований. Однако стоит отметить, что целью его является не разделить об-ва по уровню развития, а с помощью теоритических выводов об одном, выявить сходства и различия с другими. Так, например, исследования колдовских практик азанде помогли Эвансу-Причарду понять принципы сталинизма.

Идеалами научности были и остаются эмпиризм, экспериментальность, сравнительный анализ (“чтобы обнаружить свойство, нужно сначала понять различия”). Для первых поколений антропологов полевые исследования были основным, если не единственным методом. Огромный вклад в развитие методики полевой работы внес Б. Малиновский (“Аргонавты западной части Тихого океана”). Разумеется, он не был первым антропологом, занимавшийся этим, однако именно он делал упор на использовании метода “включенного наблюдения” (исследователь должен был жить среди туземцев, изучать их язык, участвовать в повседневных практиках и вести наблюдение систематически). Он также утверждал, что у любителя может получиться намного более полное исследование, чем у антрополога-профессионала.

До Малиновского в поле работал также один из известных “отцов-основателей” антропологии Франц Боас, однако он не концентрировался так на включенном наблюдении и не считал, что исследователь должен полностью интегрироваться в локальные сооб-ва/группы. Изначально антропологи считались скорее кабинетными учеными. Только со временем дисциплина стала более практической. Т.о., можно сказать, что сочинения Малиновского были своего рода огромным прогрессом в методике работы ученых-антропологов. Включенное наблюдение позже стало одним из принципов этнографического описания (так же, как инаковость и целостность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: