Рассуждения высочайшей власти Императоров, Царей и прочих, коей либо титлы Самодержцев

Прокопович считает, что поскольку нет, и не может быть причины, по которой кто-либо из подданных мог прямо рассчитывать на корону после смерти государя, а дети государя являются его подданными, то и права они не имеют на престол без соответствующего желания их отца.

Далее Прокопович рассуждает о том, что должен всякий родитель воспитывать в своих детях. По его мнению, любой родитель не должен стараться воспитать сына так, чтобы тот в точности копировал отца. Сын должен унаследовать только добродетельные черты характера. Не должны родители стараться, чтобы их дети становились в тот же чин, что и они сами.

Причем царей это касается в особенности, поскольку если государеву сыну предписано стать царем, то и отношение к нему должно быть соответствующим, а это ведет к двоецарствию, что является неприемлемым.

Таким образом, царь должен воспитывать своих сыновей так, чтобы те явились достойны царствования, благодаря своей добродетели, но «просто на Царство возводить его не должен»[22].

Еще одной причиной, по которой царь не обязан завещать престол старшему сыну является потенциальная возможность нерадивости, недалекого ума, или злонравия наследника. В пример приводится сюжет о том, как мудрого и добродетельного Соломона, который сумел создать благоденствие в своей стране, сменил его прямой наследник, который оказался «безумен» и свел на нет все достижения своего отца. Из этого делается вывод о том, что царям престало избирать себе достойных наследников, а иначе «уподобились бы Государи малым отрокам, которые на улицы строеньишки свои из песка созидают, и тотчас, отшедше от них, оставляют оные в растоптание мимо ходящим»[23].

Если приводить вообще все доводы Феофана в пользу власти царя отрешать наследников от престола, то следует обратить внимание и на следующее рассуждение. Прокопович пишет, что народ дал целиком свою волю государю, а себе же взамен не отнял у него ни какой. А из этого следует, что гипотетически только царь может отлучить самого себя от короны. Далее делается вывод, что, если себя, то уж тем более сына своего царь может отрешить от наследия короны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: