Законы общие от власти родительской

Согласно доводам «от рассуждения власти всех обще родителей», те, кто дает жизнь потомству, по естественному закону, должны давать рожденным и пропитания столько же, сколько и себе, а после оставлять наследство. Однако, у этого закона есть граница: если сын оказывается непокорный и злонравный, то отец разрешается от своих обязанностей, поскольку сын перестает быть таковым. Для наглядности Прокопович приводит «критерии», по которым отцу должно отречься от сына: 14 «вин» из кодекса Юстиниана[19], которые регламентировали причины, по которым отцы должны были лишить наследия своих сыновей. Очевидно, что это правило работает и в случае с семьей самодержца.

Право монарха самостоятельно выбирать преемника по своему усмотрению доказывается еще и многочисленными примерами усыновления «честнаго и великия надежды на себя являющаго юноши» историческими персонажами из числа выдающихся политических деятелей: «тако Йулий Кесарь усыновил себе Августа…»[20]

Кроме того, для обоснования власти родителей над детьми, а Царя над наследниками, Прокопович напоминает, что у многих народов и в том числе у «древних Римлян власть была родителям, нужды ради, продавать дети свои», и более того «собственно у Римлян власть родители имели смертию казнить сынов своих за вину»[21]. Таким образом казнь царевича Алексея оправдывается с опорой на авторитеты древних «кесарей»

Итак, концепция Прокоповича обосновывает возможность царя отказать своим потомкам в завещании престола, исходя из естественных отношений родителей и детей. В то же время уверенно утверждается моральное право монарха лично избрать себе наследника. При этом теория опирается на римское право, концепцию естественного права, а также Библию, что придает большой вес тем заключениям, которые выводит идеолог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: