Основные научные методы

Наука и культура. Критерии истинности в науке. Основные принципы научности.

Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком. Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности- соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет здесь никакой

роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость (проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).

- Классификация наук. Теоретическое и эмпирическое знание

Существует около 15 ООО наук. Науки делятся на естественные, гуманитарные и социальные.

Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком. Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности- соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость (проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).

- Проблема двух культур в науке. Научная ответственность

Проблема 2-х культур в науке: - естествен но-научная; - гуманитарная. Сформулировал Чарльз Сноу. Проблема культур-противостояние. Эти две ветви различаются предметом познания, методом изучения, резкльтатами открытий, подготовкой профессионалов. В результате формируются особые типы индивидуального и коллективного сознания или мировоззрения.

НТР дала большой прорыв и огромные технологические возможности (ядерное оружие). Возникли междисциплинарные области знания: экология, информатика, генетика, биотехнологии.

Основные научные методы

Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих достичь желаемого результата, которым может быть как знание о действительности, так и изменение положения дел в ней. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществляется целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются данные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополнительный метод эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания являются дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция — это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего положения, отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания. Индукция -— такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего положения исходя из совокупности частных. Индукцию часто называют выводом от частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от единичного к единичному или от частного к частному. Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только сходство, но и различие предметов и явлений. Моделирование — это оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то причинам недоступного для манипуляций. Благодаря моделированию можно проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы, применяемые на метатеоретическом уровне научного познания, имеют вид общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. Абстрагирование — мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: