№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Введение в курс «Современные методы социологических исследований» | ПК-1, ПК-11, ПК-12 | Знать: структуру и содержание программы социологического исследования; иметь представление о базовых методах социологии. Уметь: подробно и развернуто раскрыть структуру программы современного социологического исследования. Владеть: навыками обоснования выбора метода сбора эмпирических данных. | Лекция – беседа Семинар |
2. | Современные количественные методы социологических исследований | ПК-6, ПК-11 | Знать: сущностные особенности, возможности количественных методов в социологическом исследовании; отдельные виды современных социологических исследований, возможности и ограничения их применения. Уметь: использовать современные социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем. Владеть: практическим навыком применения наиболее распространенных современных социологических методов. | Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций Семинар – встреча с представителями государственных и общественных организаций |
3. | Количественные web -исследования / оnlinе-исследования | ПК-1, ПК-6, ПК-11, ПК-12 | Знать: типологию, методику применения и специфику построения выборки в оnlinе-исследованиях. Уметь: применять современные количественные социологические методы, связанные с современными информационными технологиями. Владеть: навыками обоснования выбора метода сбора эмпирических данных и практическим навыком применения наиболее распространенных современных социологических методов. | Лекция Семинар |
4. | Современные качественные методы в социологии | ПК-6; ПК-11, ПК-12 | Знать: сущностные особенности, возможности и ограничения качественных методов в социологическом исследовании; отдельные виды и методики применения современных качественных методов в социологическом исследовании. Уметь: использовать современные социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем. Владеть: практическим навыком применения наиболее распространенных современных социологических методов. | Лекция – беседа Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций Семинар |
5. | Стратегии современных социологических исследований | ПК-1 | Знать: стратегии современных социологических исследований. Владеть: навыком самостоятельной работы | Лекция - беседа |
Тема 1 Введение в курс «Современные методы социологических исследований»
О назначении курса. Место курса в системе подготовки социологов.
Социологическое исследование. Программа как организационно-логическая основа социологического исследования. Вводная, теоретико-методологическая, методико-процедурная, аналитически-объяснительная части программы и их назначение.
Теоретико-методологическая часть программы исследования. Объект и предмет исследования. Выбор, постановка и формулирование цели, задач, гипотез исследования. Понятие проблемы в исследовании. Определение и постановка проблемы. Подходы к исследованию. Пути и ресурсы проведения исследований.
Методическая часть программы. Выборка, ее типы, методы построения, расчет объема. Контроль и ремонт выборки. Обоснование методов сбора эмпирических данных.
Понятие метода в социологии. Основные методы социологических исследований и их трансформация под влиянием времени. Критерии для определения понятия «современные методы социологических исследований». Современные методы социологических исследований: традиционные, инновационные, связанные и не связанные с информационными технологиями.
Литература:
1. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.
2. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.
3. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехова. – М., 2008.
4. Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: Методология и методика /Ф.Э. Шереги. – М., 2009.
5. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М., 1987.
6. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.
2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.
3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.
4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.
5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».
6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.
7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ
8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения
9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»
10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)
Тема 2 Современные количественные методы социологических исследований
Количественные методы: сущность, виды. Характеристика опросных методов. Возможности и ограничения опросных методов сбора данных.
Анкетирование в социологическом исследовании. Методика и техника проведения анкетирования в современных условиях. Internet как один из возможных способов заполнения анкеты.
Телефонный опрос. Современные виды методик телефонного опроса: CATI – интервью (метод компьютерной системы телефонных опросов); ежедневный телефонный опрос (методика day-after-recall). Область применения.
Понятие теста. Роль тестирования в социологическом исследовании. Принципы, процедура и методика тестирования. Современные виды тестирований: холл-тест, тест – просмотр и другие.
Литература:
1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие /И.Ф. Девятко.– М., 2002, 2006.
2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.
3. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев.– Волгоград, 2006.
4. Дулина, Н. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: учеб. пособие / Н. В. Дулина, В. В. Токарев – Волгоград, 1996.
5. Колесников, С. Ю. Прикладная социология: учеб. пособие / Ю.С. Колесников. – Ростов – на – Дону, 2001.
6. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.
7. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехова. – М., 2008.
8. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб., 2004.
9. Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: Методология и методика /Ф.Э. Шереги. – М., 2009.
10. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М., 1987.
11. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.
2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.
3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.
4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.
5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».
6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.
7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ
8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения
9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»
10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)
Тема 3 Количественные web - исследования / оnlinе-исследования
Информационные технологии, их влияние на социологические исследования. Internet как разновидность информационных технологий. Использование современных информационных технологий при сборе социологической информации: телефонный опрос (CATI / CAPI-интервью), SMS – опросы, оnlinе-исследования.
Понятия «web-исследования», «оnlinе-исследования». Типология количественных веб-исследований: концептуальный объект приравнивается к реальным участникам опроса; генеральную совокупность формируют посетители конкретного Internet–сайта; генеральную совокупность формируют заданные социальные группы; результаты можно обобщить на пользователей Всемирной сети; результаты можно обобщить одновременно на пользователей сети и людей, не имеющих доступ в Интернет. В исследованиях, в которых концептуальный объект приравнивается к реальным участникам опроса, выделяют следующие подтипы: развлекательные опросы; опросы посетителей Internet –сайтов; опросы пользователей социальных сетей; опросы участников access-панелей Internet-пользователей; опрос труднодоступных единиц.
В веб-исследованиях, результаты которых можно обобщить на пользователей Всемирной сети, выделяются подтипы: опрос на основе случайного отбора населения классическим способом (например, по телефону) и опроса среди них респондентов, имеющих доступ в Интернет.
Дискуссии о репрезентативности полученной информации и ограниченной роли информационных технологий в социологических и следованиях.
Репрезентативность оnlinе-опросов. Основные подходы к формированию выборки и возможности повышения качества данных оnlinе-опросов. Достоинства, недостатки и ограничения социологических исследований «в сети».
Литература:
1. Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп. – 2000. –№4.
2. Мавлетова А. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология 4 М. – 2011. – №
3. Мавлетова А.М. Методология веб-исследований: основные подходы к формированию выборки и возможности повышения качества данных: дис. … к. соц. н.: 22.00.01 – теория, методология и история социологии. – М., 2010.
4. Оnlinе-исследования в России 2.0 / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. –М., 2010.
7. Оnlinе-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, М.Е. Поздняковой. – М., 2006.
1. Суворова Е., Создателев А. Опыт проведения Internet - исследований в Санкт-Петербурге // Петербургский журнал социологии. –1999. – № 2. – С. 32 – 34.
2. Троян Н. Групповые дискуссии в Интернет // Петербургский журнал социологии. –1999. – № 2. – С. 35 – 39.
3. Филиппова Т.В. Использование Internet для социологических исследований // Интернет и современное общество: Тезисы Второй Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 29 ноября – 3 декабря 1999 г. – СПб., 1999. – С. 41 – 42.
Интернет-ресурсы:
1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.
2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.
3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.
4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.
5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».
6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.
7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ
8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения
9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»
10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)
Тема 4 Современные качественные методы в социологии
Общая характеристика качественных методов в социологии. Виды качественных исследований. Возможности и ограничения качественных методов сбора данных.
Контент-анализ и его общая характеристика. Основные направления использования. Специфика применения метода контент-анализа в современных условиях. Возможности компьютерных программ и баз данных в проведении машинного контент-анализа (VAAL, «Лингвоанализатор», Integrum и др.).
Фокус-группы как качественный метод в социологии. Методические процедуры проведения фокус-группы. Методы «снежного кома», видеозаписи, «одностороннего зеркала» и другие. Оnlinе фокус-группа: особенности организации межрегиональных и международных фокус-групп. Границы и сферы применения метода фокус-группы и его современных модификаций.
Социальный эксперимент: общая характеристика, применение и значение метода в науке. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения.
Биографический метод: общая характеристика метода. Виды биографических исследований. Стратегия проведения.
Метод отдельного случая («case study») и особенности его использования в современных социологических исследованиях.
Литература:
1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие /И.Ф. Девятко.– М., 2006.
2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.
3. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев.– Волгоград, 2006.
4. Дулина, Н. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: учеб. пособие / Н. В. Дулина, В. В. Токарев – Волгоград, 1996.
5. Колесников, С. Ю. Прикладная социология: учеб. пособие / Ю.С. Колесников. – Ростов – на – Дону, 2001.
6. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.
7. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехова. – М., 2008.
8. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техника / А. Страусс. - М., 2007.
9. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб., 2004.
10. Шалак, В. И. Современный контент-анализ / В. И. Шалак. – М., 2004.
11. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.
2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.
3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.
4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.
5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».
6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.
7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ
8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения
9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»
10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)
Тема 5 Стратегии современных социологических исследований
Сочетание количественных и качественных методов. Междисциплинарные исследования. Сравнительные исследования.
Литература:
1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие /И.Ф. Девятко.– М., 2006.
2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.
3. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.
4. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб., 2004.
5. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.
2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.
3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.
4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.
5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».
6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.
7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ
8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения
9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»
10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)