Содержание разделов/тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Введение в курс «Современные методы социологических исследований» ПК-1, ПК-11, ПК-12 Знать: структуру и содержание программы социологического исследования; иметь представление о базовых методах социологии. Уметь: подробно и развернуто раскрыть структуру программы современного социологического исследования. Владеть: навыками обоснования выбора метода сбора эмпирических данных. Лекция – беседа Семинар
2. Современные количественные методы социологических исследований ПК-6, ПК-11 Знать: сущностные особенности, возможности количественных методов в социологическом исследовании; отдельные виды современных социологических исследований, возможности и ограничения их применения. Уметь: использовать современные социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем. Владеть: практическим навыком применения наиболее распространенных современных социологических методов. Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций Семинар – встреча с представителями государственных и общественных организаций
3. Количественные web -исследования / оnlinе-исследования ПК-1, ПК-6, ПК-11, ПК-12 Знать: типологию, методику применения и специфику построения выборки в оnlinе-исследованиях. Уметь: применять современные количественные социологические методы, связанные с современными информационными технологиями. Владеть: навыками обоснования выбора метода сбора эмпирических данных и практическим навыком применения наиболее распространенных современных социологических методов. Лекция Семинар
4. Современные качественные методы в социологии ПК-6; ПК-11, ПК-12 Знать: сущностные особенности, возможности и ограничения качественных методов в социологическом исследовании; отдельные виды и методики применения современных качественных методов в социологическом исследовании. Уметь: использовать современные социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем. Владеть: практическим навыком применения наиболее распространенных современных социологических методов. Лекция – беседа Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций Семинар
5. Стратегии современных социологических исследований ПК-1 Знать: стратегии современных социологических исследований. Владеть: навыком самостоятельной работы Лекция - беседа

Тема 1 Введение в курс «Современные методы социологических исследований»

О назначении курса. Место курса в системе подготовки социологов.

Социологическое исследование. Программа как организационно-логическая основа социологического исследования. Вводная, теоретико-методологическая, методико-процедурная, аналитически-объяснительная части программы и их назначение.

Теоретико-методологическая часть программы исследования. Объект и предмет исследования. Выбор, постановка и формулирование цели, задач, гипотез исследования. Понятие проблемы в исследовании. Определение и постановка проблемы. Подходы к исследованию. Пути и ресурсы проведения исследований.

Методическая часть программы. Выборка, ее типы, методы построения, расчет объема. Контроль и ремонт выборки. Обоснование методов сбора эмпирических данных.

Понятие метода в социологии. Основные методы социологических исследований и их трансформация под влиянием времени. Критерии для определения понятия «современные методы социологических исследований». Современные методы социологических исследований: традиционные, инновационные, связанные и не связанные с информационными технологиями.

Литература:

1. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.

2. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.

3. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехова. – М., 2008.

4. Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: Методология и методика /Ф.Э. Шереги. – М., 2009.

5. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М., 1987.

6. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.

2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.

3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.

4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.

5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».

6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.

7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»

10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

Тема 2 Современные количественные методы социологических исследований

Количественные методы: сущность, виды. Характеристика опросных методов. Возможности и ограничения опросных методов сбора данных.

Анкетирование в социологическом исследовании. Методика и техника проведения анкетирования в современных условиях. Internet как один из возможных способов заполнения анкеты.

Телефонный опрос. Современные виды методик телефонного опроса: CATI – интервью (метод компьютерной системы телефонных опросов); ежедневный телефонный опрос (методика day-after-recall). Область применения.

Понятие теста. Роль тестирования в социологическом исследовании. Принципы, процедура и методика тестирования. Современные виды тестирований: холл-тест, тест – просмотр и другие.

Литература:

1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие /И.Ф. Девятко.– М., 2002, 2006.

2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.

3. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев.– Волгоград, 2006.

4. Дулина, Н. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: учеб. пособие / Н. В. Дулина, В. В. Токарев – Волгоград, 1996.

5. Колесников, С. Ю. Прикладная социология: учеб. пособие / Ю.С. Колесников. – Ростов – на – Дону, 2001.

6. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.

7. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехова. – М., 2008.

8. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб., 2004.

9. Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: Методология и методика /Ф.Э. Шереги. – М., 2009.

10. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М., 1987.

11. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.

2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.

3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.

4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.

5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».

6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.

7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»

10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

Тема 3 Количественные web - исследования / оnlinе-исследования

Информационные технологии, их влияние на социологические исследования. Internet как разновидность информационных технологий. Использование современных информационных технологий при сборе социологической информации: телефонный опрос (CATI / CAPI-интервью), SMS – опросы, оnlinе-исследования.

Понятия «web-исследования», «оnlinе-исследования». Типология количественных веб-исследований: концептуальный объект приравнивается к реальным участникам опроса; генеральную совокупность формируют посетители конкретного Internet–сайта; генеральную совокупность формируют заданные социальные группы; результаты можно обобщить на пользователей Всемирной сети; результаты можно обобщить одновременно на пользователей сети и людей, не имеющих доступ в Интернет. В исследованиях, в которых концептуальный объект приравнивается к реальным участникам опроса, выделяют следующие подтипы: развлекательные опросы; опросы посетителей Internet –сайтов; опросы пользователей социальных сетей; опросы участников access-панелей Internet-пользователей; опрос труднодоступных единиц.

В веб-исследованиях, результаты которых можно обобщить на пользователей Всемирной сети, выделяются подтипы: опрос на основе случайного отбора населения классическим способом (например, по телефону) и опроса среди них респондентов, имеющих доступ в Интернет.

Дискуссии о репрезентативности полученной информации и ограниченной роли информационных технологий в социологических и следованиях.

Репрезентативность оnlinе-опросов. Основные подходы к формированию выборки и возможности повышения качества данных оnlinе-опросов. Достоинства, недостатки и ограничения социологических исследований «в сети».

Литература:

1. Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп. – 2000. –№4.

2. Мавлетова А. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология 4 М. – 2011. – №

3. Мавлетова А.М. Методология веб-исследований: основные подходы к формированию выборки и возможности повышения качества данных: дис. … к. соц. н.: 22.00.01 – теория, методология и история социологии. – М., 2010.

4. Оnlinе-исследования в России 2.0 / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. –М., 2010.

7. Оnlinе-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, М.Е. Поздняковой. – М., 2006.

1. Суворова Е., Создателев А. Опыт проведения Internet - исследований в Санкт-Петербурге // Петербургский журнал социологии. –1999. – № 2. – С. 32 – 34.

2. Троян Н. Групповые дискуссии в Интернет // Петербургский журнал социологии. –1999. – № 2. – С. 35 – 39.

3. Филиппова Т.В. Использование Internet для социологических исследований // Интернет и современное общество: Тезисы Второй Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 29 ноября – 3 декабря 1999 г. – СПб., 1999. – С. 41 – 42.

Интернет-ресурсы:

1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.

2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.

3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.

4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.

5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».

6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.

7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»

10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

Тема 4 Современные качественные методы в социологии

Общая характеристика качественных методов в социологии. Виды качественных исследований. Возможности и ограничения качественных методов сбора данных.

Контент-анализ и его общая характеристика. Основные направления использования. Специфика применения метода контент-анализа в современных условиях. Возможности компьютерных программ и баз данных в проведении машинного контент-анализа (VAAL, «Лингвоанализатор», Integrum и др.).

Фокус-группы как качественный метод в социологии. Методические процедуры проведения фокус-группы. Методы «снежного кома», видеозаписи, «одностороннего зеркала» и другие. Оnlinе фокус-группа: особенности организации межрегиональных и международных фокус-групп. Границы и сферы применения метода фокус-группы и его современных модификаций.

Социальный эксперимент: общая характеристика, применение и значение метода в науке. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения.

Биографический метод: общая характеристика метода. Виды биографических исследований. Стратегия проведения.

Метод отдельного случая («case study») и особенности его использования в современных социологических исследованиях.

Литература:

1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие /И.Ф. Девятко.– М., 2006.

2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.

3. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев.– Волгоград, 2006.

4. Дулина, Н. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: учеб. пособие / Н. В. Дулина, В. В. Токарев – Волгоград, 1996.

5. Колесников, С. Ю. Прикладная социология: учеб. пособие / Ю.С. Колесников. – Ростов – на – Дону, 2001.

6. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.

7. Смехнова, Г. П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехова. – М., 2008.

8. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техника / А. Страусс. - М., 2007.

9. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб., 2004.

10. Шалак, В. И. Современный контент-анализ / В. И. Шалак. – М., 2004.

11. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.

2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.

3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.

4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.

5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».

6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.

7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»

10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

Тема 5 Стратегии современных социологических исследований

Сочетание количественных и качественных методов. Междисциплинарные исследования. Сравнительные исследования.

Литература:

1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие /И.Ф. Девятко.– М., 2006.

2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2008.

3. Рабочая книга социолога. 4-е издание / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2009.

4. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб., 2004.

5. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание / В. А. Ядов. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал. Базы данных по исследовательским и учебным центрам,
персоналиям, учебным программам, публикациям, диссертациям, ресурсам сети.

2. http://socioline.ru/ – образовательный портал. Содержит учебники, книги, статьи, материалы для студентов по социологии, философии и
другим гуманитарным наукам.

3. http://sotsiologia.ru/ – образовательный портал, включающий методы и теории социологических опросов и исследований.

4. http://socio.rin.ru/ – образовательный портал, на котором представлены концепция
социологии, методы социологических исследований, учебные и компьютерные
программы.

5. http://soc.lib.ru/su/ – образовательный портал «Социология, психология, управление».

6. http://www.isras.ru/socis.html – образовательный портал, содержащий: Социологический журнал, массовые опросы, методологические концепции.

7. http://lib.socio.msu.ru/l/library - электронная библиотека социологического факультета МГУ

8. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

9. http://www.fom.ru/- Фонд «Общественное мнение»

10. http://www.levada.ru/- Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: