Между тремя элементами могут существовать типы отношений:
«Отношения оценки» выражаются в понятиях «любит — не любит», м.б как «+» (L), так и «-» (nL).
«Отношения принадлежности» фиксируют степень единства в понятиях «похожий — непохожий», Эти отношения м.б «+» когда степень воспринимаемого единства высокая (U), и «-», когда степень воспринимаемого единства низкая (nil).
По поводу «отношения оценки», для Р могут существовать три вида позитивных отношений (PLО, PLX, OLX) и три вида негативных отношений (PnLO, PnLX, OnLX).
По поводу «отношений принадлежности» - сложнее. Фиксируемая в них степень единства есть только степень их воспринимаемого субъектом Р единства, т.е. если Р воспринимает, что О «обладает» объектом X, то это означает, что существует позитивное «отношение принадлежности» между О и X безотносительно к тому, обладает или нет О в действительности X.
Баланс присутствует в когнитивной системе Р в том случае, если Р воспринимает всю ситуацию как гармонию, без стресса. Баланс — по Хайдеру — это не состояние, характеризующее реальные отношения между элементами, но только восприятие со стороны Р определенного состояния отношений. Хайдер полагает, что если Р ощущает отсутствие баланса, он испытывает стресс.
|
|
Для ситуации баланса нужно наличие либо трех позитивных отношений, либо одного позитивного, а двух — негативных.
Дисбаланс имеет место тогда, когда два отношения позитивны, а одно негативно, либо когда все три отношения негативны.
Итак, схема допускает простейший прогноз отношений в предлагаемой триаде;
Критика:
- Изменение отношения прогнозируется только под влиянием потребности в установлении баланса в когнитивной структуре воспринимающего субъекта.
- в схеме Р-О-Х все отношения определяются по принципу «все или ничего», не анализируется степень позитивности или негативности отношений.
- необходимо указать пути перехода от ситуации триады к ситуации группы в полном смысле этого слова.
Теория коммуникативных актов Ньюкома.
ü Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался перенести ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации.
ü Тенденция к балансу интраперсональна, но и интерперсональна.
ü Исходный тезис Ньюкома: тенденция развивать сходные ориентации отражается в частоте коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхожде - потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов.
ü Основная задача - объяснить, как в группе возникает «давление, принуждающее к единообразию» что и делает группу сплоченной. Выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношению к «девиантньм» членам.
|
|
ü Ньюком построил схему, показывающую, как развитие межличностной коммуникации способствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. «схема А-В-Х», где А выступает как воспринимающий субъект, В— как другая личность, X — как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся - с точки зрения того, как А воспринимает В и X.
ü Сходство отношений = привязанность между Аи В, и напротив, расхождение этих отношений = неприязнь между А я В. Развитие же коммуникаций между А и В = развитие сходства их отношений к X.
Если же обнаружится расхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к X, с тем чтобы оно стало = отношению В к X. Иной выход - разрушение отношения привязанности между А и В.
Житейский пример:
пусть А- бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки,
В — жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, против лодки
X — лодка,
дисбаланс, изображаемый на схеме так:
три варианта возвращения баланса:
1. А изменяет свое отношение к X
2. В изменяет свое отношение к Х
3. А изменяет свое отношение к В
Особую популярность теория Ньюкома приобрела при анализе так называемой убеждающей коммуникации
Но в реальной практике применения этой модели в исследованиях эти предсказания не получаются однозначными: модель ведь может лишь предсказать изменение позиции Р в ситуации дисбаланса, но не может предсказать направления этого изменения. Для практики – важен именно конкретный прогноз направления изменений
Поэтому модель НьюкомА – малоэффективна.
+ серьезные уязвимые места теоретического порядка
- отсутствие ясных определений исходных понятий: «симметрия ориентации», «частота коммуникаций
- Открыт вопрос о связи тех изменений, которые происходят в когнитивной структуре, с мотивацией.
- Схема предусматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остается неразработанным.
Теория когнитивного диссонанса Фестингера + работа
Теория явилась продолжением разработки идеи «социального сравнения».
Ф. как последователь Левина.
Исходным понятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно «потребность в оценивании самого себя», т.е. стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего.
По Фестингеру социальная реальность: многие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, поэтому единственный способ проверки — через социальное согласие, консенсус. Но консенсус м.б установлен только в том случае, если люди смогут сравнивать свои мнения/способности с мнениями других.
Фестингер: Личность меньше стремится ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей.
Соответственно и сравнение осуществляется с людьми, чьи мнения более сходны с собственными.
Минимальное несходство мнений ведет к конформизму.
Фестингер - новая теория — когнитивного диссонанса.
В теории исходной признается «потребность в знании».
Теория Фестингера не делает акцента на социальном поведении.
Замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию, к консонансу (Ф.) И избегают противоречий – диссонанса (ф.)
Основные положения теории:
а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
б) диссонанс вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;
в) включается: или изменение поведения, или изменение знаний.
Пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями.
|
|
1. Основные ед. в теории диссонанса - «когниции».
2. 2 типа «когниций»: относящиеся к поведению и относящиеся к среде.
В теории диссонанса не рассматриваются:
а) абсолютное отсутствие связи между когнициями
Рассматривается:
б) отношения консонанса;
в) отношения диссонанса.
Четыре источника возможного возникновения диссонанса:
1) из логической непоследовательности.
2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, нормам.
3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений.
4) из несоответствия прошлому опыту.
Фестингер пытается измерить величину диссонанса - функцией важности (или значимости) элементов для индивида, т.е. между двумя малозначимыми элементами диссонанс не м.б большим, несмотря на высокую степень несоответствия.
С др стороны, два значимых элемента могут развить большой диссонанс, даже если сама степень несоответствия не столь велика.
Как измерить «важность» не ясно.
Последствия диссонанса:
1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса;
2) когда диссонанс существует - личность активно избегает ситуаций и информации, способствующих его росту.
Существует три способа уменьшения диссонанса:
1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. П: пикник и дождь
2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. П: человек и авто
3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов П: курилка ищет доводы
Уязвимым местом теории диссонанса остается прогнозирование конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого личностью.