Туристский продукт как потребительский комплекс, включает: тур, туристско-экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом.
Туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность.
В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.
Туризм как рынок
Еще в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов. Слабым звеном туристского обслуживания в стране является инфраструктурный комплекс - транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т. д.
Проблема низкого уровня качества туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и в конечном счете вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма.
Какие же здесь возможны средства? Чтобы ответить на этот вопрос, коротко укажем на некоторые фундаментальные социально-экономические основания туризма, без знания которых он будет не до конца понят.