Глава 3. Нижний мир

Специфику нижнего яруса Владыкин В.Е. описывает как наиболее консервативную, менее динамичную, и быть может, представляется этнически репрезентативный религиозно-мифологический комплекс. И выявление этих образов дает возможность проследить не только пути формирования древней мировоззренческой картины образной системы удмуртского фольклора, но и раскрывает временные и пространственные взаимосвязи духовной культуры с творчеством других народов, близких и дальгиъ соседей, прямых и опосредованных (косвенных) контактирующих партнеров удмуртского этноса.

Нижний потусторонний, враждебный человек мир, представлен в мифологии стихией воды. Почему же вода у удмуртов ассоциируется с подземным миром, может подсказать погребальные обряды племен ананьинской культуры древней основе, на которой развивались пермская этногония: “Расположение могильников на берегах рек, положение умерших ногами к воде, ладья в погребальном ритуале вождя – все это звенья одной цепи, все это доказывает, что ананьинцы представяли себе путешествие “на тот свет” – по воде, по реке смерти”. 12 Как можно видеть археологические данные полностью подтверждают о значение воды/рек у удмуртов.

С водой также связано и то, что умерших ее обмывали, но не из колодца, пруда, рудника, а из реки, причем воду брали по ее течению. С рекой также связывают некоторые жертвоприношения. Удмурты полагали, что река может унести горе, болезни, несчастье, тоску, лень – все плохое. Любопытно, что с помощью реки старались избавиться и от такой напасти как клопы. От лихорадки и других заразных болезней старались обезопасить себя, бросая специально изготовленную куколку в реку/воду. 13

Стоит также отметить, что с водой и ее атрибутами связаны некоторые табу (запреты): не разрешалось осквернять воду (плевать, мочиться, сливать нечистоты), стирать белье в родниках, купаться, полоскать белье в период Инвожо – летнего солнцестояния, а также в полдень, в сумерки; нельзя показывать пальцем на радугу – вуюись, нельзя выходить в дорогу, напившись воды, нельзя сливать воду налево (так делают только при обмывании трупа) и т.д.

В удмуртских сказках река выступает границей между мирами. Например, дух Ветра теряет силу при переправу через реку, также и лоя злой старухи Египечи – хозяйки потустороннего мира. 14

Что касается образа реки, то в удмуртском фольклоре их сохранилось несколько. В этнографической литературе мифологический образ – вумумы, вумурт, вукузё, вупери – божество воды.

Этому антропоморфному образу предшествовали и зооморфные образы. С водным культом ассоциируют таких животных как бык, конь, змея и другие пресмыкающиеся и животные.

Образ “водяного быка” сохранился во многих фольклорных жанрах (песнях, загадках, байках). Владыкин В.Е. своей книге оставил такое предание, связанное о переселении озер у удмуртов:

“Близ деревни, - говорится в одном из преданий, - на обочине дороги есть очень глубокая яма. В прежние времена она до краев была заполнена водой. Жил там и водяной бык. Летом проезжали по большой дороге цыгане, и цыганка выстирала в озере пеленки. Живущий в озере бык, рассердившись, оставил это место и переселился в другое. Подготовив себе место в лесу, он перевез туда всю воду с прежнего места, оставив его совершенно сухим. Но удмурты до их пор называют его Большим озером”. 15

Также говорится, что удмурты верили в то, что под землей живет черный бык. Этот бык стоит на спине огромной рыбы, которая живет в подземном мире. На своих рогах он держит землю. Землетрясения, например, объяснялись движением рогов этого быка.

Подземный мифический образ коня, так и быка сформировался у удмуртов с высоким развитием аграрного сектора. Конь, в принципе, заменяет быка там, где он больше используется в земледелие. Например, у северных удмуртов в земледелие в основном используется конь. Владыкин также пишет:

“Основы сказочного образа коня в связи с явлениями прошлого подробно рассмотрены В.Я. Проппом в его труде “Исторические корни волшебной сказки”. По утверждению ученого, конь не только в религиях, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная его функция – посредничество между двумя мирами: конь помогает переправлению душ умерших в загробный мир. Отсюда развитие образа коня-птицы, коня-огня, где птица – наиболее древний, а огонь более поздний элемент”.16

Что же касается других зоологических образов, то материала о них почти отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: