Задание № 2. 1)Речевая коммуникация- это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия

1)Речевая коммуникация - это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия. Студенты, изучающие речевую коммуникацию, исследуют коммуникативные процессы, то, как они возникают между отдельными людьми, в группах, организациях и объединениях; исследуют межличностную и невербальную коммуникацию, риторику и критику, аргументацию и искусство убеждения, художественное чтение и другие аспекты коммуникации.

Густав Фридрих (Gustav Friedrich) определяет речевое общение как... Изучение природы, процесса и результатов символического взаимодействия людей. Хотя устная форма коммуникации является доминирующей, или самой очевидной моделью, человеческое взаимодействие символов включает ряд вербальных и невербальных кодов

2) Речевой акт- отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении, речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный, так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

3) Локуция - это момент произнесения отправителем текста выбранной языковой единицы.

4) Иллокуция - это та цель, которую отправитель текста преследует при произнесении выбранной единицы

5) Перлокуция - факт достижения/не достижения отправителем текста цели с помощью выбранной языковой единицы. При этом под языковой единицей понимается законченное высказывание на любом языковом уровне от слова до текста. Высказывание и выступает единицей обследования при речевой деятельности. Что касается классификации иллокуций, то она находится в разработке, поскольку еще не выработано критериев и оснований для этой классификации.

6) Цель высказывания - речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

7) Пресуппози́ция — термин лингвистической семантики; необходимый семантический компонент, обеспечивающий наличие смысла в утверждении. Имплицитная информация в форме пресуппозиции - это компонент смысла текста, который не выражен словесно, это предварительное знание, дающее возможность адекватно воспринять текст. Такое предварительное знание принято называть фоновыми знаниями. Пресуппозиция может возникнуть при чтении предшествующего текста или оказаться вовсе за пределами текста как результат знания и опыта составителя текста.

Понятие пресуппозиции возникло в философской логике (Ф. Л. Г. Фреге, П. Ф. Стросон), где обозначает семантический компонент суждения, который должен быть истинным, чтобы суждение (в конкретном контексте) было либо истинным, либо ложным. При отсутствии пресуппозиции с истинным значением суждение становится либо неуместным (в конкретном контексте), либо вообще семантически аномальным.

Напр. утверждение (1) «Филипп знает, что столица США — Вашингтон» может быть либо истинным (Филипп действительно знает) либо ложным (Филипп действительно не знает). В то время как утверждение (2) «Филипп знает, что столица США — Нью-Йорк» не может быть ни истинным, ни ложным, так как его пресуппозицией является утверждение ‘столица США — Нью-Йорк’, которое ложно.

Пресуппозиции различаются по трем типам:

Фактивные пресуппозиции. Напр. в случае (1) и (2).

Категориальные пресуппозиции, ограничивающие семантическую сочетаемость. Напр. во фразе «про то никто не знал, а знала лишь одна // высоких тополей тенистая аллея» нарушена пресуппозиция одушевленности глагола «знать».

Экзистенциальные, пресуппозиции существования и единственности, входящие в значения конкретно-референтных именных групп. Напр. во фразе «тот, кто открыл эллиптическую форму планетных орбит» присутствует пресуппозиция ‘имеется человек, который открыл эллиптическую форму планетных орбит’.

Пресуппозиции входят в значение некоторых семантических классов слов и синтаксических конструкций. Так напр. Фактивные глаголы «видеть», «знать», «сожалеть» и т. п. имеют пресуппозицию истинности суждения, которая будет выражена посредством подчиненной предикации; обуславливающие глаголы «сумел», «получилось», «удалось» и т. п. имеют пресуппозицию попытки (напр. фраза «ему удалось» включает смысл ‘он прилагал усилия’).

Понятие пресуппозиции используется также при описании семантики частиц (напр. «даже», «разве», «только», «тоже»), наречий,союзов, грамматических категорий (число, вид, наклонение; напр. во фразе «Не падай!» императив несовершенного вида имеет пресуппозицию контролируемости действия, ср. «Не упади!»).

Помимо понятия пресуппозиции как условия истинности и/или конкретной осмысленности утверждения, имеется понятиепрагматической пресуппозиции. Утверждение S имеет прагматическую пресуппозицию P, если при любом нейтральном (то есть недемагогическом, не ироническом и т. п.) употреблении S говорящий считает P само собой разумеющимся или просто известным слушателю.

Прагматическая пресуппозиция как правило дублирует семантическую, но может и не дублировать ее. Напр. фраза «бедный Ваня не знал, что в этом лесу водятся волки» в одном из двух пониманий не имеет прагматической пресуппозиции (в случае прямого значения слова «бедный»), в то время как семантическая пресуппозиция присутствует в случае и прямого и переносного значения слова «бедный».

Главным свойством пресуппозиций является то, что они не подвергаются отрицанию в собственно отрицательных утверждениях. Напр. утверждения «он знает, что я вернулся» и «он не знает, что я вернулся» содержат одну и ту же пресуппозицию ‘я вернулся’.

Первоначально лингвистический, термин также используется в нейролингвистическом программировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: