- США, Россия, Франция, Великобритания, Китай
- Цель – разработка правил распространения обычных вооружений
- Группа встречалась дважды в 1991г. (Париж, 8-9 июля и Лондон, 17-18 октября) и один раз в 1992г. (Вашингтон, 20-21 февраля).
- страны согласились информировать друг друга относительно продаж на Ближний Восток семи типов вооружения: танки, бронированные машины пехоты, артиллерия, военные самолеты, вертолеты, военно-морские суда, и определенные ракетные системы.
- В сентябре 1992г., переговоры были прерваны, т.к. Китай решил больше не участвовать (протест против продажи США истребителей F-16 Tайваню).
Регистр обычных вооружений ООН
- С дек 91 года – официальный мировой отчет по всем основным продажам обычных вооружений, 7 видов: танки, бронированные машины, артиллерия больших калибров, боевые самолеты, атакующие вертолеты, военные корабли и ракеты.
- в 2011 г. 33 страны экспортировали вооружение и 40 его импортировали
- 2002 г. – максимум – 123 отчета
- Основные покупатели оружия (С.Аравия, Иран, Сирия, Кувейт) не предоставляют отчетов, 14 из 53 государств Африки не отчитывались никогда
|
|
- страны З. и В. Европы отчитываются почти полностью
- Важность Регистра заключается в том, что они являются официальными гос.данными, создающими основу для возможных межправит.соглашений
- Недостатки:
1. Информация только о физических объемах экспорта, а не о цене и структуре по отдельными видам вооружений
2. Данные предоставляются только по 7 категориями, в то время как существуют сотни видов вооружений
3. Постоянно разное колич-во гос-в, предоставляющих данные, добровольность
4. Все выше сказанное приводит к тому, что данные оказываются противоречивыми и несопоставимыми (проблема реэкспорта)
Вассенаарское соглашение
- 18 декабря 1995 г. в Нидерландах, 28 государств, включая РФ
- Цель: замена эмбарго КОКОМ (НАТОвское эмбарго на поставку товаров и технологий коммунякам), создание нового режима экспортного контроля
- соглашение преследует 5 основных целей:
1. бОльшая прозрачность и ответственность в отношении передачи вооружений и чувствительных товаров и технологий двойного назначения
2. недопустимость экспорта в “rogue states”
3. концентрация внимания на международных угрозах миру и безопасности, которые могут возникнуть в результате экспорта вооружения
4. обмен информацией для координации политики контроля
5. глобальная, недискриминационная основа соглашения
Проблема Третьего позиционного района ПРО в Европе.