Основная часть. Тема: «Направленность личности и высшие формы ее проявления

Тема: «Направленность личности и высшие формы ее проявления. Связь направленности личности с потребностью».

Руководитель,

Преподаватель ____________ Холодный Ю.И.

Исполнитель,

Студентка группы ИУ10-101 _________ Гречишкина В.В.

МОСКВА, 2015г.

Введение

Человек как существо социальное активно взаимодействует с внешним миром, связан с ним и нуждается в нем. Испытываемая зависимость человека от того, в чем он нуждается, испытывает интерес, порождает направленность к этому предмету. Человека характеризует совокупность его интересов, побуждений, мотивов, которые определены в устойчивых свойствах его личности. Таким образом, направленность личности в психологии представляет собой один из важнейших компонентов во всей структуре личности. Направленность влияет и на мотивацию деятельности, и на черты темперамента, и на психические состояния, и на всевозможные волевые, эмоциональные, познавательные, психические процессы. По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Это понятие, а также связь направленности с потребностью рассмотрены в данной работе.


Основная часть

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили).

Объединяя все вышеперечисленное, можно сказать, что направленность личности — ϶ᴛᴏ совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как ϲʙᴏйство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в ϲʙᴏбодное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.)

При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Направленность личности — это достаточно обобщенная характеристика, указывающая на совокупность различных побуждений, вызывающих активность и определяющих ее направление. Поэтому неслучайно, что в содержание направленности включают широкий круг побуждений. Например, К.К. Платонов в свое время в качестве основных форм направленности личности выделил мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Интересы личности связывают с познавательными потребностями.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая более полному познанию действительности.

Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели, форма направленности, воплощенная в конкретном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.

Склонность - эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности, базирующееся на устойчивой потребности в ней. Влечение (англ. - непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием.

Рубинштейн рассматривал направленность как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека. Побуждением к деятельности являются потребности.

Рассмотрим понятие «потребности». Ученые-психологи определяют потребность как главный источник мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность – это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Синонимами «потребности» служат такие слова, как «нужда», «нехватка», «недостаток», «необходимость», иногда «интересы». В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Биологические потребности человека развиваются и социализируются. Важными характеристиками потребностей являются предметность и специфическая динамика (способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь).

Поскольку переживание потребности – это дискомфорт, то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит, что потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом ϲʙᴏйстве, включающем в себя систему побуждений, кᴏᴛᴏᴩая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности.

Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею ϲʙᴏих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов ϲʙᴏих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; ϶ᴛᴏ претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.

Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Рис 1. Система направленности личности
(по В.А. Сластенину и В.П. Каширину)

СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;

ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;

МЦ — мотив цели;

МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;

Ц- цель;

Д — деятельность

Таким образом, потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Только устойчивое доминирование потребности или интереса может формировать стержневую линию жизни. Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: