Содержание разделов, тем учебной дисциплины

Основы научных исследований

Изучение дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, самостоятельную работу студента и сдачу экзаменационного зачета.

Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе

Понятие науки. Изучение науки в древние времена. Средневековая наука. Связь науки и философии. Современная наука. Основные концепции науки. Наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Роль науки в современном обществе и ее основные функции: познавательная, мировоззренческая и культурная.

Тема 2. Организация научно – исследовательской работы

Закономерная основа управления наукой и организационная структура. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке государственной научно – технической политике». Основные принципы государственной научно- технической политики.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, и ее важнейшие направления. Министерство образования и науки РФ, его важнейшие функции и задачи в сфере образования, в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных организаций. Тенденция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) и ее главные задачи. Российская академия наук. Основная цель и главные задачи деятельности Академии. Научно-технический потенциал и его составляющие: материально-техническая база, научные кадры, информационная составляющая и организационно-управленческая структура. Подготовка научных и научно-педагогических работников. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском образовании». Ученые степени и ученые звания.

Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов. Учебно-исследовательские работы студентов (УИРС). Научно-исследовательские работы студентов (НИРС).

Тема 3. Наука и научное исследование

Предмет науки. Цель и основные задачи науки. Классификация наук. Фундаментальные, прикладные и поисковые науки. Научное исследование и его сущность. Структурные компоненты научного познания. Этапы на учно — исследовательской работы: подготовительный, исследовательский, написание научной работы, апробация и внедрение научных разработок.

Тема 4. Методологические основы научных исследований.

Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, экспе­римент, сравнение. Научные методы теоретического исследования: форма­лизация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. Общелоги­ческие методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеа­лизация, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, системный под­ход, статистический. Конкретно - социологические методы исследования: изучение документов, опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок.

Тема 5. Выбор направления и обоснование темы научного исследования.

Планирование научного исследования. Концепция совершенствова­ния экономики и управления научно - техническим прогрессом. Рабочая программа.

Методологический и процедурный раздел рабочей программы. Про­гнозирование научного исследования. Цель и основные задачи научно-технического прогнозирования.

Поисковое и нормативное прогнозирование. Основные методы науч­но-технического прогнозирования. Выбор темы научного исследования. Основные требования, предъявляемые к выбору темы научного исследова­ния. Технико-экономическое обоснование темы научного исследования. Этапы проведения научного исследования.

Тема 6. Поиск, накопление и обработка научной информации.

Документационные источники научной информации. Виды докумен­тов. Информационные и библиографические источники информации. Биб­лиографические пособия. Электронные формы информационных ресурсов. Анализ источников информации. Краткая характеристика печатных и электронных источников информации. Основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Научно-справочный аппарат книги. Разметка исходных источников информации. Ведение рабочих записей. Виды рабочих записей. Чтение научной литера­туры. Отбор и оценка фактического материала. Сбор первичной научной информации, се фиксация и хранение.

Тема 7. Научные работы.

Виды научных работ: реферат, научный отчет, тезисы, доклады и на­учная статья. Курсовая работа. Цель, задачи и требования к курсовой рабо­те. Основные рекомендации по написанию курсовой работы. Дипломная работа. Цель, задачи и требования к дипломной работе. Структура ди­пломной работы и требования к ее структурным элементам. Подготовка к выполнению дипломной работы. Организация выполнения дипломной ра­боты, общие рекомендации.

Тема 8. Написание научной работы.

Композиция научной работы и ее основные элементы: титульный лист, оглавление, введение к работе, заключительная часть, приложения, библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели. Рубрикация научной работы. Приемы изложения научных мате­риалов: последовательный, целостный, выборочный. Язык и стиль научной работы. Редактирование и выленивание научной работы. Рецензирование научной работы.

Тема 9. Литературное оформление и защита научных работ

Особенности подготовки структурных частей научных работ: введе­ния, заключения, перечня признанных сокращений, перечня принятых терминов, приложений, аннотации, реферата, содержания, титульного лис­та, списка использованных литературных источников.

Общие требования. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Оформление титульного листа, реферата и оглавле­ния. Правила оформления иллюстрационного материала: таблиц, схем, чертежей. Построение гистограмм и диаграмм. Подбор фотографий и тех­нических рисунков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: