Характеристика выборочной совокупности. Информационную базу исследования составили материалы социологического опроса предпринимателей, проведенного по Пермскому краю в январе-феврале 2008 года по

Информационную базу исследования составили материалы социологического опроса предпринимателей, проведенного по Пермскому краю в январе-феврале 2008 года по специализированному социологическому инструментарию – анкете «Ваш бизнес: состояние, проблемы, перспективы». Опрос проводился лабораторией социологии ПНИПУ.

Были определены контрольные параметры выборочной совокупности, основным из которых явился тип поселения, в котором проживают опрошенные предприниматели. Отбор точек опроса проводился с учетом специфики основных типов поселения, отражающей все многообразие поселенческих общностей Пермского края и, прежде всего, неоднородность условий жизнедеятельности в них. Исходя из этого были выделены следующие типы поселений:

- краевой центр – Пермь – с его преимуществами и особенностями крупного промышленного города, который предоставляет широкие возможности для предпринимательской самореализации, с одной стороны, а с другой – создает дополнительные трудности, а, возможно, и преимущества, обусловленные высоким уровнем конкуренции; в Перми было опрошено 299 чел., или 29,7% от числа всех опрошенных;

- крупные промышленные центры края – Березники, Чайковский, Краснокамск; опрошено 120 чел., 12%;

- исторические промышленные центры – Соликамск, Кунгур, Чусовой – 130 чел., 12,9%;

- этнические поселения – Коми-Пермяцкий автономный округ, Барда, Куеда – 128 чел., 12,7%;

- депрессивные территории – Кизел, Александровск, Гремячинск – 114 чел., 11,4%;

- райцентры – Уинское, Нытва, Очер – 96 чел., 9,6%;

- райцентры сырьевой направленности – Добрянка, Полазна, Оса, Чернушка – 120 чел., 12%.

Таким образом, исследованием было охвачено 21 поселение, и всего было опрошено 1008 предпринимателей.

Социально-демографический портрет предпринимательства Пермского края выглядит следующим образом: соотношение мужчин и женщин составляет 34,2 и 65,3%. По возрасту группа молодежи (до 30 лет) составляет 19,1%, из них 6,3% опрошенных имеют возраст до 24 лет, предприниматели в возрасте 31-40 лет составляют 35,9%, а старшей возрастной группы (41-50 лет) – 31,3%. Лица предпенсионного возраста составляют 11,6%.

Следующей характеристикой социально-демографического портрета опрошенных предпринимателей является уровень их образования. Всего лишь 1,4% опрошенных имеют образование ниже среднего, каждый четвертый – на уровне среднего общего и начального профессионального, каждый третий – на уровне среднего специального и 41,9% имеют высшее или незаконченное высшее образование.

По социальному происхождению более половины опрошенных родом из рабочих – 52,7%. Из крестьян в целом по выборке 7,8% опрошенных, из ИТР – 10%, из врачей, учителей –10,8%, из научных работников – 1,5%). Из творческих работников –0,9%. Родом из служащих предприятий и учреждений 11,6%. Из работников структур управления 0,8%. Из работников структур управления составило-0,8%, из партийных работников - 0,7% и из военнослужащих -2%.

По семейному статусу доминируют предприниматели, состоящие в браке, - 69%, доля холостых – 10,5%, доля лиц с неустроенной семейной жизнью составляет 19,8%. Выше всего удельный вес последних среди женщин – 22,8% при 13,9% среди мужчин. Соотношение мужчин и женщин, не состоящих в браке, соответствует друг другу – 10,7 и 10,5%. Из числа опрошенных, состоящих в браке, большинство имеет двух детей (45,7%), одного – каждый третий (34,2%), троих и более – каждый десятый.

По материальному положению предпринимателей можно заметить следующие различия, в основном денег хватает большинству респондентов 51,1%, те кто удовлетворен материальным положением, но есть необходимость в накоплении средств для нужной покупки 32,2%, каждый третий живет от зарплаты до зарплаты, занимает денежные средства в долг - 8,6% то есть их материальное положение не благополучное, а материальное положение лучше у 6, 4% предпринимателей, они ни в чем себе не отказывают.

По идентификации себя в современной жизни в отношении профессиональной деятельности было установлено, ощущают себя:

  Наемным работником   10%
  Бедняком   4,6%
  Собственником   25,1%
  Акционером   1,6%
  Эксплуатируемым, угнетаемым   3,3%
  Партнером   9,7%
  Новым русским   1,6%
  Новым бедным   10,4%
  Представителем среднего класса   52%

По социальному статусу в обществе до начала предпринимательской деятельности, было необходимо проследить их «служебный» генезис. Более половина опрошенных (56,6%) раньше были специалистами в тех или иных сферах хозяйствования: 28,2% - в торговле, сфере услуг, общественном питании, 14,9% - в сфере образования, медицинского обслуживания, 9,4% - на производстве, 4% - в органах управления, 3,1% - на транспорте, в коммунальном хозяйстве, связи, 1% - в сфере финансов, банковского дела, страхования. Каждый 20-й был руководителем на предприятии, в организации, фирме. Отсюда видно, что 2/3 предпринимателей рекрутируются из профессиональной и высококвалифицированной среды. Имели статус рабочих в производственной или непроизводственной сфере 8,7% респондентов. Не имели сложившегося профессионально-трудового статуса 8,5%, из них 3,7% были студентами вузов, 2,4% - учащимися техникумов, 0,8% - школьниками, учащимися ПТУ, еще 1,6% служили в армии. Находились в декретном отпуске или были домохозяйками соответственно 1,9 и 2,2% опрошенных, безработными были 1,8%. Занимались ранее индивидуально-трудовой деятельностью 3,3% нынешних предпринимателей.

В отношении к работе были выявлено следующее, работу как негатив воспринимают 3,2%, как средство для существования 73,4% и оценивают работу как самоценность 21,3%.

В отношении к жизни, а именно поведенческой адаптации к рынку было определенно следующее: никак не могут приспособиться к нынешней жизни наименьшее количество ответивших - 4,4%, пришлось свыкнуться и отказаться от привычного образа жизни 8,9%, приходится вертеться большинству респондентов 44,5%, а удалось использовать новые возможности 39%.

Что касаемо стажа предпринимателей:

В отношении состояния бизнеса: не ответили 3%, на стадии создания и развития у 12% респондентов, успешен лишь отчасти у большинства предпринимателей 37,3%, успешен и стабильно развивается у 33,6% и весьма успешен 6%, не успешен, находится на спаде у 6,3% предпринимателей и не успешен на грани разорения - таких меньшинство 1,9%.

В отношении различий по отраслям деятельности было обнаружено: 52,7 % не ответившие, торговлей занимаются большинство предпринимателей 40,8%, затем род деятельности - бытовые услуги, в том числе парикмахерские, изготовление ключей, общепит, мебель на заказ, пошив одежды 4,2%, развитие медицины осуществляют 1,5%,туризмом занимаются 0,9% предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: