Символический интеракционизм. Действие подразумевает одного человека, социальное действие вклю­чает двух и более людей

Действие подразумевает одного человека, социальное действие вклю­чает двух и более людей. Жест, с точки зрения интеракционистов, — основной механизм СД и социального процесса. Люди иногда участвуют в неосознанных «разговорах жестами» - незначимые жесты людей отличает их способность использовать «значащие» жесты, т. е. требующие со стороны актора размышлений, перед тем как отреагировать. В возникновении значащих жестов особенно важен голосовой жест, именно развитие голосовых жестов, - наиболее важный фактор, делающий возможным человеческое развитие. Голосовой жест может влиять на говорящего в той же степени, в какой он влияет на слушателей. Значащие символы (ЗС) зн с-вид жеста, который может произвести толь­ко человек. Жесты становятся ЗС, когда вызывают у произво­дящего их индивида реакцию того же типа, который предположительно вызовут у тех, кому адресованы жесты. Только при наличии ЗС может происходить коммуникация. Передаются лишь сами жесты. Однако в ситуации с языком сообщаются жесты и их значения. Благодаря ЗС также возможна символическая интеракция. Благодаря ЗС возможны разум, мыслительные процессы и т. д. Только благодаря ЗС, особенно языку, возможно мышление.

Самость - это способность видеть себя как объект, быть одновременно субъектом и объектом. Самость предполагает коммуникацию между людьми. Самость возникает с развитием и посредством социальной деятельности и соци­альных отношений. Самость диалектически связана с разумом. Общий механизм развития самости находится в плоскости рефлексивности, или способности бессознательно ставить себя на место других и действовать как они. В результате люди способны анализировать себя, с позиций других. Чтобы обладать самостью, индивиды должны быть способны выйти за грани­цы собственного «Я», чтобы оценивать себя, становиться объек­тами для самих себя.

Мид прослеживает генезис самости на двух этапах развития ребенка. Стадия ролевых игр: дети учатся примерять отношения отдельных других людей к себе на себя. Стадия коллективных игр: ребенок должен принимать роль каждого, участвующего в игре. Более того, эти различные роли должны определенным образом соотноситься друг с другом. Дети приобретают способ­ность действовать в организованной группе и, что самое важное, определять свои будущие действия в пределах конкретной группы.

Понятие стадии коллективных игр порождает одну из наиболее известных кон­цепций Мида - идею «обобщенного другого». Обобщенный другой — это отношение целого сообщества или, отношение целой игровой команды. 2 аспекта самости: I и Mе. I — непосредственная реакция индивида на других. Это не просчитываемый, непредсказуемый и креативный аспект идентичности. Это ключевой источник новизны в социальном процессе, важнейшие ценности расположены именно в I. I создает основу самореализации, позволяет нам развить определенную личность. I противодействует Ме- «организованным набором устано­вок других, принимаемым человеком для себя. те есть принятие обобщенного другого. В отличие от I, люди осо­знают Me. Ме включает осознанную ответственность. Me позволяет индивиду комфортабельно существовать в социальном мире, тогда как I делает возможными общественные изменения.

Люди усваивают символы, а также значения, в процессе социального взаимо­действия. В то время как на знаки люди откликаются бессознательно, на символы они реагируют обдуманно.

Символические интеракционисты понимают язык как обширную систему символов. Слова являются символами, потому что используются для обозначения вещей. Слова делают все остальные символы возможными. Действия, объекты и другие слова существуют и имеют значение только потому, что они уже были или могут быть описаны словами. Символы дают возможность людям взаимодействовать с матери­альным и социальным миром, позволяя им называть, классифицировать и запо­минать объекты, с которыми они сталкиваются. Таким образом, люди способны упорядочивать мир. В процессе социального взаимодействия люди с помощью символов сообщают значения другим участникам интеракции. Другие интерпретируют эти символы и строят свои ответные действия на основе своей интерпретации. Иначе говоря, в слу­чае социального взаимодействия акторы вовлечены в процесс взаимного влияния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: