Метод чувственного сознавания

У истоков развития метода чувственного сознавания стояли такие специалисты как Эльза Гиндлер, Шарлота Селвер, Чарлз Брукс, Хайнрих Якоби, Бернард Гунтер, Гертруда Хеллер, Хельмут Штольц.

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии и умении ориентироваться на собственный опыт. Чарлз Брукс писал: «Мы обнаруживаем, что ясность восприятия лежит в основе понимания и разумного поведения».

Чувственное сознавание - это процесс непосредственного соприкосновения с нашими ощущениями; обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, процесса мышления, фантазий, образов, эмоций и установление взаимосвязи между ними. Метод помогает нам понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Э.Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать своё собственное функционирование и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. С осознанием приходит контроль над телом, возможность избежать болезней и травм (Шутц). По мнению Шутца все болезни являются психологическими в том смысле, что человек выбирает болезнь, как ответ на свою настоящую жизненную ситуацию, как результат неосознанного конфликта Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 62-67.

Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть игнорирование ощущений собственного тела, которое заложено в человеке с детства. Они обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

Таким образом, метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукцию сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; дать понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». Осуществляется интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое в данной ситуации и в данное время Газарова Е.Э. Психология телесности М., 2002. С. 152-156.

Таким образом, для нас является важным, обратить внимание на то, что если в работах Райха и Лоуэна тело является в некотором роде инструментом, манипулируя с которым психотерапевт расслабляет напряжение и высвобождает энергию без включения сознавания, то в рамках метода чувственного осознавания тело как бы «оживает». Принимаются во внимания все чувства и телесные ощущения. Тело становится полноправным участником процесса психотерапии, участвуя в нём, развиваясь и совершенствуясь по мере постижения своей телесности.

2. 4 Метод Ф. М. Александера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: