Сост. отечественной возрастной психологии в период 1939 - 1960

Развития психологической мысли связано с достаточно жестким идеологическим контролем официальных властей за ведущимися научными разработками. В этот сложный и тяжелый период в истории нашей страны (годы массовых репрессий, ВОВ, послевоенная разруха) продолжали проводиться теоретико-психологические исследования, осуществлялась опытно-педагогическая работа с детьми различных возрастов. В этот период сформировались 2 научные школы в психологии: школа Л.С.Выготского и школа С.Л.Рубинштейна.

В своих работах С.Л.Рубинштейн затрагивал проблемы психического развития человека. Сформулированный им принцип единства сознания и деятельности составил основу деятельностного подхода в психологии. Основной закон заключается в том, что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, осваивая под руководством взрослых содержание человеческой культуры. В обучении и воспитании ребенок выступает объектом и субъектом деятельности. Развитие определяется единством внешних и внутренних условий: внешние причины преломляются через внутренние условия.

Представителем школы Л.С.Выготского является А. Н.Леонтьев. Он исходил из принципиального положения, что индивиду достижения человеческого рода не даны в его природе, а заданы в окружающей его общественной жизни; ребенок должен их «присвоить», овладеть ими. Осваивая их, он воспроизводит исторически сложившиеся человеческие способности, тем самым становясь человеком. А.Н.Леонтьев разработал теорию деятельности: движущая сила психического развития - собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. А.Н.Леонтьев ввел понятие «ведущий вид деятельности», которое имеет важное значение при анализе проблем динамики развития - ведущая деятельность стала рассматриваться как психологический показатель возраста ребенка.

Оригинальное направление в возрастной психологии составили исследования Б.Г..Ананьева. Предметом его исследований выступило индивидуальное развитие человека в интервале всей его жизни. Б.Г.Ананьев одним из первых психологов в стране сделал предметом изучения психологические изменения человека за пределами школы. Развитие человека анализировалось им в комплексе развития его индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик. Психическое развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: