Политические идеи европейского Нового времени и Просвещения

В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства» и др. В этот период были сформулированы основы политических идеологий: этатизма, либерализма, демократии, консерватизма, социализма.

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. Работы: «О гражданине», «Левиафан...» и др. Разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап, по мнению Гоббса, характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия.

Джон Локк (1632—1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма. Его основная работа в области политики — «Два трактата о правлении». Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность.

Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» и др.

При рассмотрении политики и власти ввел многофакторный подход. Показывая обусловленность политике-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов, он говорил о необходимости их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, расположение страны и т. д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».

Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ и политический мыслитель, родился в Швейцарии и называл себя гражданином Женевы. С 1742 г. он связывает свою жизнь с Парижем/ здесь появляются и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки наиболее важными являются следующие: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права».

В 18в. во Франции возникает и набирает силу Просвещение. Этот термин употреблялся для обозначения идеологических, в том числе политических учений, направленных против феодально-абсолютистских порядков Франции и выражавших интересы третьего сословия. Основные черты Просвещенческой идеологии — уверенность в особой решающей роли разума, просвещения и знаний в общественном развитии.

Ш.Л.Монтескье — один из основателей географического направления в политической науке («О духе закона»). Считал, что сущность государства зависит не только от формы правления, но и от ряда географических факторов: почвы, климата, рельефа. Среди форм правления Монтескье выделил 3 основных: республику, монархию и деспотию. Последнюю подвергал резкой критике. Его политическим идеалом была конституционная монархия. Монтескье выступал приверженцем идеи политической свободы и главную задачу государства видел в обеспечении безопасности граждан. Считал, что такое можно достигнуть только в правовом государстве. Поэтому Монтескье считал, обязательным разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную, которое должно быть закреплено конституционно. Федеративная власть берет на себя функции судебной власти в решении вопросов международной жизни. Кроме того призывал к созданию народного представительства, ограничившего власть монарха.

Ж.Ж.Руссо выступал с критикой современных ему феодально-сословных отношений и противопоставлял им естественное состояние общества, где все люди были равны и свободны –«золотой век», т.к. только в этот период не было главных зол (частной собственности и неравенства). Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал появление государства. Если государство возникло в результате общественного договора, то за народом осталось право расторгнуть невыгодный договор и создать приемлемую форму правления. В своем труде «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества, но т.к. возврат к естественным формам невозможен, то Руссо предлагает не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Последнюю он считал первоосновой общества. Руссо выступал за имущественное и политическое равенство, которое должно охраняться государством. Он впервые ввел понятие «народный суверенитет» — осуществление народом законодательной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: