Постиндустриальное общество

Развитое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать с середины XX века как «новое индустриальное (постиндустриальное) общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (резкое и значительное повышение) в доходах, сформировавшее новый и многочисленный средний класс квалифицированных работников, а главное – обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массовое общество», «общество потребления»).

Для постиндустриального общества характерно разделение собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам.

В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, то есть товаропроизводящая экономика, достигнув вершины развития, уступает место экономике обслуживающей, и это означает превосходство сферы услуг над сферой производства.

В постиндустриальном обществе основное место занимают наука и образование; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений (инноваций) и основой формирования политики; производства, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Как считают ученые изменяется и социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному.

В рамках этой ступени развития общества вводятся в обращение два новых вида ресурсов: информационные и человеческие. Под информационными ресурсами понимаются накопленные знания, которые необходимы для жизнедеятельности. Доступ к ним осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персональных компьютеров. Информационные ресурсы, помимо прочего, включают в себя индивидуальные знания специалистов. Как и другие виды ресурсов, они могут продаваться и покупаться.

Таким образом, основой информационного общества является человеческий фактор, который рассматривается наряду с другими факторами – экономическим, машинным, природным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сложной техники и технологии, роль человека обслуживающего эту технику не уменьшилась, а, напротив, растет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: