Контрольная работа по дисциплине «Риторика»
Для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по выполнению
Письменная контрольная работа по дисциплине «Риторика» представляет собой риторический анализ речи, который выполняется по следующим критериям:
1. структурно-композиционная организация речи,
2. коммуникативная целесообразность компонентов речи,
3. методы изложения материала,
4. способы доказательства и аргументации,
5. приемы диалогизации,
6. способы привлечения и удержания внимания,
7. приемы речевой выразительности.
Разъяснение содержания и формальных признаков указанных критериев вы найдете в соответствующих главах учебного пособия. Поэтому перед выполнением КР следует внимательно изучить теоретический материал, усвоить основные положения и термины и продемонстрировать их понимание при анализе речи.
Работа выполняется в форме таблицы, состоящей из четырех колонок. В первой колонке должен быть отражен первый критерий анализа и выделены такие структурные компоненты речи, как вступление (обозначается цифрой I), основная часть (цифра II) и заключение (цифра III). Во второй колонке формулируется коммуникативная цель речевого фрагмента (критерий №2). Содержанием третьей колонки становятся приемы, способы и методы, указанные в критериях № 3, 4, 5, 6 и 7. В четвертой колонке располагается текст, который следует разбить для удобства анализа на короткие фрагменты (предложения или группы предложений).
|
|
Речь для анализа можно выбрать в хрестоматиях и учебных пособиях по риторике:
§ Антология русской риторики / Отв. ред. и составитель М.И. Панов. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. – 479 с.
§ Русская риторика: хрестоматия / авт.-сост. Л. К. Граудина.— М.: Просвещение: Учеб. лит-ра, 1996.— 559 с.
§ Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 576 с.
Кроме того, текст выступлений можно найти также на сайтах:
http://www.kremlin.ru
http://kreml.org
http://prezident.yandex.ru
http://volnodumec.net
http://pravoslavie.ru
http://www.sakharov-center.ru
http://www.hakamada.ru
http://www.solgenizin.net.ru
http://www.library.ru
http://magister.msk.ru
При выборе текста руководствуйтесь следующими критериями: 1) устный характер речи, 2) объем не больше 2 страниц. Возможны небольшие купюры (выпуски текста), если некоторые фрагменты выступления кажутся вам избыточными, непринципиальными для анализа. Места подобных купюр следует обозначать знаком пропуска текста: […]. Речь, с которой вы работаете, не должна повторяться в пределах одной учебной группы.
Объем работы не должен превышать 4-х страниц (формат А-4, шрифт 12).
|
|
Письменное задание выполняется индивидуально и самостоятельно. Главными критериями оценки КР являются полнота, точность и самостоятельность проведенного анализа. Работы, лишенные самостоятельности, повторяющие чужие образцы или выполненные группой студентов, оцениваться не будут.
В качестве примера приведем анализ фрагмента выступления Д.С. Лихачева (текст помещен на 128 – 129 страницах пособия).
Коммуникативная цель | Способы, методы, приемы | Текст речи | |
Привлечение внимания слушателей | Объявление темы | Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. | |
Актуализация проблемы | Апелляция к интересам слушателей, к результатам их деятельности | Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». | |
Демонстрация парадоксального положения дел | На самом съезде слово «культура» было произнесено только на третий день. | ||
Убеждение | Формулировка главного тезиса выступления | Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, | |
Доказательство | Приведение примера | ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее | |
Убеждение | Развитие и уточнение тезиса | Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. | |
Доказательство | Приведение аргумента | Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны | |
Приведение примера | Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего съезда. Я думаю, это не надо пояснять | ||
Привлечение внимания к состоянию дел | Развитие и уточнение тезиса | К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. | |
Доказательст- во | Приведение примера | Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место | |
Повторение тезиса | О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует | ||
Приведение системы аргументов | во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов […]. В третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь – среднего и начального, когда закладывается культура человека. | ||
Доказательство. Воздействие на слушателей. | Раскрытие первого аргумента. Использование приемов речевой выразительности: антитезы (1), анафоры (2),бессоюзия и синтаксического параллелизма (3,4) | Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но еслибиблиотеки есть(1), если (2) они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми(3,4), а профессионалами – культура не погибнет в такой стране. | |
Использование сравнения | Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки. | ||
Приведение конкретного факта. | Даже в главной библиотеке страны имени В.И Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары. | ||
Использование аналогии. | Сравните с библиотекой Конгресса в Соединенных Штатах | ||
Риторический вопрос | Что же говорить о сельских библиотеках? | ||
Приведение примера | Районные библиотеки часто закрываются, потому что нужны помещения для других целей. |
|
|