Задание 1. Проанализируйте структуру повествования прозаического текста на примере отрывка из художественной прозы В

Проанализируйте структуру повествования прозаического текста на примере отрывка из художественной прозы В. Астафьева по следующему плану:

1) композиционный план текста;

2) ведущее предложение и его семантические и грамматические трансформации в тексте;

3) центральные оппозиции в тексте – способы его смысловой организации;

4) формы выражения времени (эксперимент: замена форм прошедшего времени формами настоящего времени);

5) как воспринимается художественное время описываемого события читателем, совпадает ли это воспринимаемое время с реальным временем?

6) Какие языковые средства используются автором для образной передачи ощущений листа и наблюдающего его падение повествователя?

7) Какие языковые средства передают звуковые, слуховые, осязательные, обонятельные ощущения и в чем видится цель их употребления в тексте?

8) Как связаны прямой и переносный смыслы первого и последнего предложений текста? Как образное представление (бабочка) связано с идеей текста?

9) Какими средствами выражен образ автора в этом отрывке художественной прозы?

10) Какие выводы об основных факторах текстообразования могут быть сделаны на основе проведенного анализа прозаического текста?

Литература

1. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.

2. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986.

Приложение к ПЗ 2

Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветви, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям.

Мне чудилось – дрожью охвачена тайга, которой касался этот первый падаюзий лист, и крона березы, отмирающая, трепещущая, шелестела голосами всех живых деревьев: «Прощай!.. Прощай!.. Скоро и мы… скоро… скоро…»

Чем ниже кружился и опадал лист, было ему падать все тяжелее. Встреча с большой, почти уже охладевшей землей словно бы пугала его. Миг падения все растягивался, растягивался, время как бы удлинялось, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землей, неумолимо вбирала желтое свечение листа, втягивала его в себя.

Я подставил руку. Словно учуяв тепло, лист заиграл, зареял надо мной и недоверчивой нарядной бабочкой опустился на ладонь.

В. Астафьев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: