Тема: функционально-смысловые и функционально-стилистические типы текстов. Монологические и диалогические разновидности текста.
Цель: уяснить функционально-стилистические характеристики текста, функционально-смысловые типы речи и их соотношение с коммуникативно-смысловыми типами.
Теоретический блок
Задание 1.
Охарактеризовать тематическую и коммуникативную заданность текстов, данных в приложениях к ПЗ 2 и 3.
Каковы способы отражения действительности в обоих текстах?
Практический блок
Задание 2.
Выполнить анализ эмотивного пространства обоих текстов по схеме:
Схема анализа эмотивного пространства текста
1. Анализ эмотивных смыслов в структуре образов персонажей.
1.1.Выявление контекстологических разновидностей эмотивных смыслов в структуре образов персонажей — фразовых, фрагментных (эмотивное описание, повествование, рассуждение, монолог, диалог, поток сознания и др.) и общетекстовых эмотивных смыслов.
1.2.Выявление функционально-текстовых их разновидностей: интерпретационных характерологических и изобразительно-жестовых эмотивных смыслов, эмоционально-оценочных регулятивов и рефлексивов. Выведение ментальной оценки.
2. Анализ эмотивных смыслов в структуре образа автора.
2.1.Выделение в тексте интенциональных эмотивных смыслов и средств их выражения.
2.2. Определение семантических разновидностей интенциональных эмотивных смыслов, обусловленных объектом авторской оценки: персональных, ситуативных, частно-событийных, глобально-событийных смыслов.
3. Определение эмоциональной тональности текста и выявление средств её создания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: специфика художественного текста как объекта лингвистического анализа.
Цель: уяснить особенности анализа речевой структуры художественного текста
Теоретический блок
Задание 1.
Раскрыть функциональную и структурную специфику языка художественной литературы.
Пояснить, в чём проявляется специфика категории информативности в художественном тексте.
Охарактеризовать средства вертикальной семантической связности и цельность художественного текста.
Практический блок