Проанализировать локативную структуру поэтического текста и паралингвистические средства художественного текста (согласно п. 1, 3 предложенной ниже схемы) стихотворений Л. Мартынова“Листья” и
А. Вознесенского “Гойя”.
Схема анализа паралингвистических средств художественного текста
1.Анализ графической формы художественного текста.
1.1. Определить характер фактуры визуального текста.
1.1.1. Начертание (почерк, шрифт, набор, рисунок, орнамент, особенности орфографии, графические повторы и др.).
1.1.2. Окраска (цветовое выражение графем и графических единств).
1.2.Выделить и охарактеризовать единицы графики (графемы, графическое единство, графический рисунок, фигура, графический орнамент, авторская орфография и пунктуация).
1.3.Определить функциональный тип графики (выделительная, декоративно-изобразительная, конструктивная графика).
1.4.Установить связь данного функционального типа графики с речевыми и другими паралингвистическими средствами.
1.5. Выявить визуальные смыслы текста и сопоставить их с общетекстовыми смыслами. Установить, является ли графическое средство доминирующим или сопутствующим в выражении художественного смысла.
|
|
2. Анализ дикции.
2.1.Произвести фонетическую транскрипцию анализируемого фрагмента/текста.
2.2.Произвести артикуляционный анализ звуков, составляющих фонетические стыки слов во фразе/стихе.
2.3.Выявить нарушения фонетической сочетаемости на стыках слов (окказиональная долгота согласных и гласных звуков; затрудненное произношение однотипных по месту и способу образования согласных звуков; появление слоговых/морфемных и пр. неологизмов на стыках слов; аллитерационная перегруженность стыков слов; окказиональный повтор одного и того же звука в начале/конце фонетического единства; наличие иноязычных слов во фразе/стихе, образующее нетипичные для русской фонетики фонологические комплексы и др.).
2.4.На основании произведенных действий сделать вывод о степени благозвучности, чистоте дикции анализируемого фрагмента/текста.
3.Графический анализ поэтического ритма.
3.1.Составить метрическую схему строфы/стихотворения.
3.2.Выявить и отметить отступления (наличие пиррихиев и спондеев) от канонического метра.
3.3.Соединить отрезками прямой линии точки выявленных отступлений от канонического метода.
3.4.Оценить полученные геометрические фигуры (треугольники, многоугольники и т. д.) по количеству углов.
3.5.Определить участки замедления и ускорения поэтического ритма данного стихотворения.
3.6.Оценить индивидуальный поэтический ритм по шкале «богатый — бедный» (отрезок прямой линии — «очень бедный»; треугольник— «бедный»; четырехугольник — «средне-богатый»; пяти-семиугольник — «богатый»; многоугольник, имеющий более 7 углов, — «сверхбогатый»).
|
|
3.7.Соотнести особенности индивидуального поэтического ритма с интонационной спецификой анализируемого текста.
4. Анализ индивидуально-авторской интонации в художественном тексте.
4.1.Выявить материальные знаки выражения индивидуально-авторской интонации (знаки препинания, другие графические единицы текста, разрыв цельности ритма, нарушение дикции и т. д.).
4.2.Выявить в тексте синтаксические особенности индивидуально-авторской интонации.
4.3.Выделить в тексте фрагменты, где реализуются смысловая и ритмическая интонации.
4.4.Определить функции интонационных фигур в данном тексте.
4.5.Выявить соотношение интонационной системы текста с его тексто-смысловой структурой.
Задание 2.
Проанализировать типы контекстов и систему точек зрения в рассказе
А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда”.