Пути повышения эффективности бюджетного финансирования АПК

В рамках государственной программы развития сельского хозяйства поддержка агропромышленного комплекса прежде всего осуществляется в форме предоставления федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на условиях софинансирования. Субсидии выделяются на поддержку племенного животноводства, приобретение средств химизации, поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам, а также на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства.

Можно выделить ряд проблем в аграрном секторе экономики, на которое государство должно обратить пристальное внимание:

- диспаритет цен (из-за этого основная часть сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна);

- трудности в получении кредита вследствие низкой рентабельности отрасли;

- значительное преобладание импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья над экспортом;

- недостаточность инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, а также высокая степень износа основных фондов;

- недостаточная поддержка отечественного сельхозтоваропроизводителя через государственные тарифы на энергоресурсы, цены на сельскохозяйственную технику, удобрения, развитие инфраструктуры села, оснащение технологиями первичной обработки и хранения продукции аграрной сферы.

В целях обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и обеспечения продовольственной безопасности необходим ряд мер:

1. Активизация инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве посредством создания эффективного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций из внутренних и внешних источников. Для положительного влияния на инвестиционную сферу можно использовать зарубежный опыт в виде льготного кредитования инвестиций, пониженного (или полного отсутствия) налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции в собственное производство, бюджетного субсидирования, продуманной таможенной политики, регулирующей потоки экспорта – импорта.

2. Улучшение качества жизни на селе. Необходимо решение образовательных, социально-культурных проблем села. Особое внимание следует уделять молодым специалистам- выпускникам аграрных академий и колледжей, создать условия для комфортной жизни на селе, стимулы для привлечения молодежи.

3. Совершенствование системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Авторы считают, что особое внимание надо уделять поддержке сельских кредитных кооперативов. Именно за счет кооперативных кредитно-финансовых институтов можно сгладить существующие проблемы в кредитном обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положительный опыт функционирования кредитной кооперации в развитых странах свидетельствует о её адекватности рыночным отношениям. Данный вид кооперации специализируется на обслуживании мелких и средних субъектов хозяйствования, мобилизуя временно свободные денежные средства населения. Таким образом, сельскохозяйственные кредитные кооперативы способствуют обеспечению своевременного возврата кредита, выступают гарантом для сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечном итоге стимулируют повышение эффективности использования кредита.

4. Поддержка приобретения сельскохозяйственной техники и обновления основных фондов. Эта мера должна осуществляться путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям для возмещения до 70% первоначального взноса по договору лизинга отечественных машин, оборудования, племенных животных и предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям для возмещения до 30% стоимости приобретенной за счет собственных средств и кредитов банков новой техники (в течение первых трех лет её производства).

Итак, дальнейшее развитие сельского хозяйства России невозможно без усиления государственного регулирования и поддержки этой важной отрасли экономики. От агропромышленного комплекса напрямую зависит уровень продовольственной безопасности. В ближайшей перспективе необходим переход на инновационную модель АПК, в целях которой будет обеспечение продовольственной безопасности страны и комплексное устойчивое развитие села. (ФиК -4-12).

Среди ключевых вопросов, которые стоят перед российским АПК можно выделить проблемы инфраструктуры, логистики агропродовольственного рынка, а также вопрос равного доступа продукции российских сельхозпроизводителей в систему розничной торговли. Их решение нашло отражение уже в рамках новой госпрограмме до 2020 года. Если говорить об инфраструктуре, то Минсельхозом России утверждена и выполняется соответствующая целевая программа. Она включает поддержку модернизации и строительства инфраструктуры через субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на срок до восьми лет. Приоритетное внимание уделено развитию инфраструктуры и транспортной логистики зернового рынка – в частности, строительству и реконструкции элеваторов, морских зерновых терминалов, развитию речных перевозок зерна, расширению парка вагонов для перевозки. Программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации двух морских экспортных терминалов, строительству и реконструкции десяти узловых и линейных элеваторов, строительству пяти речных зерновых терминалов для развития перевозки зерна по внутренним водным путям, а также увеличение парка вагонов-зерновозов на одну тысячу единиц. (Б-т 3-2012).

Кредитование долгосрочных инвестиционных проектов, реализуемых в АПК, является для банков одним из самых рискованных направлений деятельности. Для принятия решений о выдаче инвестиционного кредита организации банк должен оценить её инвестиционную кредитоспособность. (ФиК 40-2011)

Закредитованность – одна из самых наболевших проблем села. Из-за финансового кризиса и засух были отсрочены долги фермерам и сельскохозяйственным организациям. Но государство продолжает выплачивать по ним значительные средства в виде субсидирования процентных ставок по кредитам. В Комитете Госдумы по аграрным вопросам считают, что целесообразно проработать механизм списания хотя бы невозвратной части задолженности, которая образовалась из-за последствий засухи, и решить вопрос с задолженностью перед бюджетами всех уровней.

Одним из основных направлений государственной поддержки в соответствии с госпрограммой развития сельского хозяйства является повышение доступности кредитов путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Данный механизм поддержки позволяет привлекать частных инвесторов в отрасль и вводить новые мощности для роста производства продукции сельского хозяйства, а также способствует наращиванию темпов обновления машинно-тракторного парка. (Б 3-2012).

В настоящее время господдержка АПК в РФ значительно меньше, чем в других странах. К тому же зачастую её получают в итоге совсем не те, кто может воспользоваться помощью с наибольшим эффектом.

Каждая составляющая сельхозпроизводства в России, будь то удобрения, земля, семена, сельхозтехника, очень далека от задач реальной модернизации.

Земля стала настолько богата, что никак не получается «высосать» из неё все питательные вещества, хотя идет упорная работа над этим.

Отрицательный баланс существует и в обеспечении аграрного сектора техникой, так как её списывается гораздо больше, чем закупается, и в результате теряется энерговооруженность отрасли.

Плачевная ситуация и в обеспечении аграрного сектора семенами. Рынка семян у нас в стране нет, он не сформировался. Нет экономических условий для того, чтобы семена стали нормальным конкурентным товаром.

Переломить создавшуюся в отрасли ситуацию может изменение вектора господдержки. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на развитие технологической базы отрасли, а объем выделяемых хозяйствам средств - напрямую зависеть от того, сколько денег они вкладываются в нововведения и как соблюдают технологические правила. Надо ориентировать объем бюджетной поддержки на производительность, а не на физические показатели.

Изменение вектора господдержки позволит не только поднять на новый уровень сельхозпроизводство, но и пополнить бюджет, поскольку развитие технологической базы, модернизация отрасли в свою очередь дадут колоссальную отдачу.

Государственная поддержка АПК должна быть поставлена в прямую зависимость от внедрения и соблюдения передовых технологий, от степени модернизации производства. Именно это позволит начать в отрасли реальную, а не мифическую модернизацию, добиться технологического порыва. (Б-т 5-2011)

К социально-экономическим ориентирам повышения устойчивости финансовой системы в аграрном секторе регионов можно отнести:

1) стратегические задачи по повышению инвестиционной привлекательности регионов;

2) создание рабочих мест в аграрном секторе, повышение конкурентоспособности и другое;

3) приоритетные направления развития (формирование межотраслевых инновационно-технологических кластеров);

4) ключевые задачи:

- совершенствование образовательного процесса;

- формирование социальной и производственной инфраструктуры;

- увеличение финансовых и бюджетных средств, внебюджетных и прочих денежных и материальных источников;

- рост отдачи от использования ресурсов;

- увеличение возможностей для полной занятости населения в аграрном комплексе;

- создание конкурентоспособности АПК региона и его имиджа;

- изменение инновационно-инвестиционной активности и другое.

Основным направлением развития кредитных отношений в аграрном секторе является совершенствование макроэкономической политики, направленной на:

- повышение доступности кредитов;

- создание специальных кредитных линий;

- усиление роли инноваций в инвестиционном процессе.

Определение обоснованной потребности сельского хозяйства в заемных инвестициях и обоснование размера средств федерального бюджета, необходимых для субсидирования части процентной ставки Банка России, стало особенно актуальной задачей в связи с кризисными явлениями в экономике страны. Предполагается, что динамика объемов привлечения заемных ресурсов будет увеличиваться в соответствии с прогнозом развития сельского хозяйства.

Дополнительно к мерам, принимаемым Правительством Российской Федерации для повышения устойчивости финансовой системы в аграрном секторе, предполагается сосредоточиться на решении следующих задач:

- создание специальных кредитных линий; повышение доступности средне- и долгосрочных кредитов; возможность предоставления государственных гарантий; развитие лизинга техники и оборудования, племенных животных; дальнейшее развитие агрострахования;

- внедрение механизма мониторинга государственных средств, направляемых банкам; включение АПК в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитных договоров;

- введение субсидирования процентной ставки предприятиям АПК в размере 100% ставки для рефинансирования Банка России не только по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов;

- введение прямого кредитования Банком России наиболее значимых отраслей экономики и проектов.

В целях повышения эффективности производства в аграрном секторе экономики следует усилить роль инноваций в инвестиционном процессе. Инновационное развитие - одна из труднорешаемых проблем российской экономики. Несмотря на многочисленные решения, постановления и программы научно-технического развития, значительного улучшения пока нет. Сказывается отсутствие системы спроса, потребности и сквозной мотивации в новациях. Решать данную проблему необходимо именно с макроэкономических позиций. В настоящее время основными препятствиями в становлении инновационно-инвестиционного развития стали следующие:

- высокая ставка рефинансирования;

- отсутствие «длинных» заемных ресурсов;

- слабая скоординированность источников инвестиций: они не составляют системы;

- рост инвестиций отсчитывается от низкого исходного уровня, обусловленного длительным спадом;

- низкая доля финансирования начальных отправленных этапов, «запускающих» весь инновационный процесс, и доминирующая доля затрат на приобретение машин и оборудования;

- структура финансирования затрат по видам экономической деятельности не прогрессивна;

- отсутствует система сквозной мотивации в новациях;

- слабо развиты дополнительные источники и формы финансирования. [ФиК №44, 2012 ]

Комитет по аграрным вопросам, понимая всю сложность ситуации с кредитованием села, обратился в Правительство России с предложением проработать вопрос о возможности списания части долгов и повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей.

Для этого предлагается:

1. Продлить до 2020 года действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей;

2. Продлить льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени и сельскохозяйственной техники до 2020;

3. Освободить фермеров от налога на доходы физических лиц, получаемые в виде субсидий на развитие своего хозяйства;

4. Сохранить размер субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут получены после 1 января 2013 года, на уровне (80 и 100%) ставки рефинансирования ЦБ РФ;

5. Продлить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым для развития животноводства, на срок до 20 лет;

6. Компенсировать за счет государства часть ссудной задолженности по кредитам, включая:

- пролонгированные кредиты, выданные предприятиям растениеводства для ликвидации последствий аномальных природных явлений последних лет, убытки от которых не были покрыты за счет агрострахования;

- субсидированные кредиты, выданные на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (свиноводческих, птицеводческих, КРС), на приобретение для них племенного материала, техники и оборудования; (Б-Т №3, 2012)

Комплексный подход государственного регулирования в целях устойчивого функционирования отрасли обеспечивает:

- благоприятный режим торговли сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

- минимальный уровень доходов сельхозпроизводителей;

- систему льготного налогообложения;

- поддержку паритета цен;

- государственную поддержку;

- научно-технический прогресс;

- подготовку высоквалифицированных кадров;

- структурную перестройку. [ФиК №44, 2012 ]

Таким образом, бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на развитие технологической базы отрасли, а объем выделяемых хозяйствам средств - напрямую зависеть от того, сколько денег они вкладываются в нововведения и как соблюдают технологические правила. Надо ориентировать объем бюджетной поддержки на производительность, а не на физические показатели. Изменение вектора господдержки позволит не только поднять на новый уровень сельхозпроизводство, но и пополнить бюджет, поскольку развитие технологической базы, модернизация отрасли в свою очередь дадут колоссальную отдачу.

Для повышения устойчивости финансовой системы в аграрном секторе, предполагается сосредоточиться на решении следующих задач:

- создание специальных кредитных линий; повышение доступности средне- и долгосрочных кредитов; возможность предоставления государственных гарантий; развитие лизинга техники и оборудования, племенных животных; дальнейшее развитие агрострахования;

- внедрение механизма мониторинга государственных средств, направляемых банкам; включение АПК в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитных договоров;

- введение субсидирования процентной ставки предприятиям АПК в размере 100% ставки для рефинансирования Банка России не только по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов;

- введение прямого кредитования Банком России наиболее значимых отраслей экономики и проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: