1. С возникновением государства устанавливаются определенные отношения по поводу распределения и перераспределения создаваемых экономических благ между производителями и домашними хозяйствами с одной стороны и государством — с другой. Финансы являются инструментом государственного регулирования экономики и одновременно составляют систему денежных отношений, существующих между различными субъектами в связи с образованием и использованием фондов денежных средств. Следует помнить: финансы — это не деньги!
2. Финансовые отношения, которые имеют определенную систему организации, способы формирования и использования фондов денежных средств и осуществляются через соответствующие учреждения и рынки, образуют финансовую систему. Финансовая система подразделяется на взаимосвязанные подсистемы, которые обеспечивают формирование и использование финансовых ресурсов у государства (государственные, или централизованные, финансы), хозяйствующих субъектов и населения (частные, или децентрализованные, финансы). В состав государственных финансов включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственное страхование.
|
|
3. Государственный бюджет является основным финансо
вым планом государства, определяющим его доходы, расходы,
движение решающей части централизованных финансовых ре
сурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание
бюджета основным финансовым планом обусловливает его
Основы теории макроэкономики _______________________ 441
определяющее место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в финансовой системе. Важнейшими в построении бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических), развития производственной и социальной инфраструктуры и др. Среди государственных доходов наиболее распространенной формой являются налоги.
4. Налоги — экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях: фискальной, перераспределительной, регулирующей и стимулирующей. Под налоговой системой понимается построенная на четко сформулированных принципах налогообложения совокупность действующих в данном государстве налогов, законодательно установленных и взимаемых уполномоченными органами государственной власти. Общими в построении налоговых систем являются принципы справедливости, простоты и дешевизны налогов (согласно определению А. Смита). В соответствии с этими принципами современные налоговые системы используют различные виды налогов.
|
|
5. Если расходы государства превышают его доходы, то образуется бюджетный дефицит. Различают циклический и структурный виды бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать автоматически, в результате циклических колебаний совокупного дохода, под действием встроенных стабилизаторов экономики. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста ВНП и сокращение их поступлений во время спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Дискреционная фискальная политика связана с целенаправленным изменением величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Ее следствием является структурный дефицит госбюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Бюджетный дефицит может финансиро-ваться за счет кредитно-денежной эмиссии, увеличения налого-вых поступлений в госбюджет, государственного заимствования.
442 Раздел III
6. Бюджетные дефициты порождают государственный долг. Государственный долг увеличивается с. возникновением дефицита госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступлений. Напротив, при избытке бюджета превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Различают внутренний и внешний государственный долг. Наиболее обременительным является внешний долг, поскольку страна вынуждена покрывать его и проценты по нему за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валюты. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпуска займов либо за счет роста налогов; последнее обременительно для населения и негативно влияет на активность работающих.