а – прямобортный, плоскодонный; б - с развалом бортов и кильватерным днищем;
в - с запалом бортов, плоскодонный; г – остроскульный.
стрелка прогиба
|
|
|
|
|
24. Архитектурный облик корабля выражается его внешним видом, который зависит от формы и размеров корпуса, расположения, количества и конструкции надстроек, рубок и мачт, состава и размещения ракетных установок, артиллерийских башен и антенн, расстановки и количества дымовых труб, наличия ангара и площадки для вертолетов, механизмов и устройств, расположенных на открытых участках палуб.
Основными архитектурными элементами корабля являются: корпус, надстройки, рубки, мачты, дымовые трубы, ракетные, бомбометные и артиллерийские установки
Архитектурные типы кораблей:
а — гладкопалубний без надстроек; б — трехостровной;
в — с удлиненным полубаком (длиннополубачный);
1 — ютовая надстройка (полуют); 2 — средняя надстройка в районе спардека (шкафут); 3— баковая надстройка (полубак); 4 — удлиненный полубак
25. Рубка — короткая объемная конструкция, не доходящая до бортов. Рубки устанавливают на верхней палубе и надстройках. Иногда рубками называют отдельные помещения надстроек (ходовая рубка, боевая рубка, штурманская рубка, радиорубка)
26. Мачты — вертикальные конструкции, предназначенные для размещения на необходимой высоте огней, различных сигналов и антенн. Мачты бывают башенноподобные и стержневые. В башенноподобных мачтах располагают жилые и служебные помещения. Носовую мачту называют фок-мачтой, среднюю -грот-мачтой, а кормовую—бизань-мачтой.
Корабельные мачты:
а — стержневая (тренога); б-башенноподобная; 1 — балка набора (нога); 2 — марсовая площадка; 3 — гафель; 4 — стеньга; 5 — антенна; 6 — площадка
для антенн РЛС
Большинство современных кораблей имеют 1—2 мачты.
Дымовые трубы служат для удаления от главных и вспомогательных механизмов отработанных газов. Они имеют высоту, достаточную для того, чтобы дым не попадал на надстройки и в корабельные помещения. Расположение и количество дымовых труб зависит от состава и размещения энергетической установки. Иногда дымовую трубу объединяют с мачтой.
27. На некоторых кораблях для защиты открытых участков верхней палубы от действия волн предусматривают фальшборт - сплошное бортовое ограждение.
28. Для уменьшения заливаемости носовой части верхней палубы или палубы полубака устанавливают волнолом, а непосредственно у форштевня - козырек.
29. К специальным помещениям относят погреба боеприпасов, подбашенные отделения, помещения предстартовой подготовки ракет, ангары летательных аппаратов и пр.
30. Служебные помещения обеспечивают боевую и повседневную эксплуатацию корабля. В их число входят:
- помещения энергетических установок, корабельных систем и устройств, румпельные отделения, вентиляторные, шпилевые;
- ходовая и штурманская рубка, рубки радиолокации и гидроакустики, радиорубки, агрегатные, гиропост, трансляционная и пр.;
- мастерские — механическая, электротехническая, слесарная, радиотехническая и пр.;
- канцелярии, хранилища документации, фотолаборатории, типография, помещения дежурной и вахтенной службы.
31. Жилые помещения служат для сна и отдыха экипажа. К ним относят каюты офицеров и мичманов, кубрики личного состава.
32. Помещения корабельных запасов служат для хранения провизии, запасных частей, культ.-инвентаря, различного имущества, штурманских карт, личных вещей и обмундирования экипажа.
Отсеки и цистерны предназначены для размещения и хранения жидких грузов: топлива, масла, пресной и котельной воды.
33. Санитарно-бытовые помещения предназначены для хранения и обработки белья - прачечные, сушильные, гладильные, кладовые грязного и чистого белья, дезинфекционная камера.
34. Санитарно-гигиенические помещения включают в себя умывальные, душевые, бани, гальюны, санузлы.