Общая концепция стратегического управления. И 24. Сущность стратегического управления, основные этапы и функции стратегического управления.
Стратегический менеджмент – это процесс принятия и реализации стратегических решений, основанных на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешней среды.
Сущность стратегического управления раскрывается посредством ответов на следующие вопросы:
- в каком положении предприятие находится в настоящее время?;
- каким предприятие представляет свое будущее?
- каким образом достичь желаемого положения?.
Основой стратегического управления является система стратегий предприятия.
Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия поведения организации, направленная на достижение поставленной цели.
Элементами стратегии является:
- система целей, включая миссию, общеорганизационные и специфические цели;
- политика, как совокупность правил организационных действий;
|
|
- планы и программы.
Функции стратегического управления.
- планирование стратегии, основой которого является прогнозирование как анализ широкого круга внешних и внутренних факторов с целью предвидения возможностей развития и оценки рисков;
- организация выполнения стратегических планов. Основывается на согласованности организационной структуры управления с выбранной стратегии развития;
- координация действий при реализации стратегии заключается в согласовании стратегических решений разных уровней по ступеням управления;
- мотивация – разработка системы стимулов за достижение стратегических результатов;
- контроль призван определять опасности, выявлять ошибки – отклонения от выбранных стратегий.
Этапы стратегического управления
1. Осуществляется предварительная оценка состояния предприятия и внешней среды, определяются цели и миссия, а также период, на который разрабатывается стратегия.
2. Углубленное исследование внешней среды, определение потребительского рынка.
3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия (анализ внутренней среды).
4. Выбор стратегической модели развития и вариантов стратегий.
5. Выбор и проработка собственной стратегии.
6. Разработка стратегического плана.
7. Реализация и контроль стратегии.