Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития

эндогенные (генетические);

экзогенные (факторы среды).

К эндогенным причинам относятся:

различные наследственные заболевания (синдром ДАУНА)

3. Различные причины возникновения категории «дети группы риска».

Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.

Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций (отклонений):

отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь);

ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);

ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).

4. Классификации различных категорий детей группы риска.

Первая группа. Медицинские – дети имеющие хронические заболевания внутренних органов, часто и длительно болеющих, стоящих на учете у неврапотолога, психиатра; перенесших различные операции. Имеющие проблемы с органами слуха, зрения и речи.

- Дети – инвалиды

- Дети с хроническими заболеваниями

- Дети психосоматически ослабленные (часто болеющие)

- Дети ситуативно (временно) болеющие и получившие травму.

- Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Вторая группа. Социальные критерии: - дети, живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях. С пренебрежительным или агрессивным отношением к ним окружающих.

1. Социально незащищенные дети – дети и подростки, находящиеся в критиической ситуации или неблагоприятных для жизни условиях.

2. Социально – запущенные дети, отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

3. Дети из проблемных и неблагополучных семей это:

семьи, имеющие детей-инвалидов;

семьи с родителями-инвалидами;

неполные семьи;

многодетные семьи;

малообеспеченные семьи;

опекаемые семьи;

семьи беженцев;

семьи мигрантов;

семьи участников военных действий;

семьи педагогически несостоятельные, практикующие насилие;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально – экономической и социально – психологической помощи и поддержке.

Третья группа. Учебно – педагогические критерии: - имеют стойкую неуспеваемость. Пропускают занятия без уважительной причины.

1. Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.

2. Слабообучаемые, но «сохраненные» дети (дети с проблемами в обучении и развитии).

Сл-об-мые - это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учёбе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам.

3. Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам.

4. С несформированной мотивацией к учебной деятельности.

5. Обучающиеся не усвоившие программу начальной школы.

6. Дети с проявлением психолого – педагогической дезадаптации.

Четвертая группа. Поведенческие критерии: имеют стойкие нарушения поведения. испытывают трудности во взаимоотношениях. Имеют повышенную тревожность.

Дети с нейродинамическими нарушениями нарушения поведения (гиперактивность, гипоактивность)

Дети склонные к обману и воровству

Дети склонные к уходу из дома (склонность к бродяжничеству)

Дети с агрессивным поведением.

Дети с девинтным поведением (девиантным, неадекватным) поведением.

Дети с акцентуированным (патохарактерологическим) поведением -тип отклоняющегося поведения под которым понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания.

Дети с психопатологическим типом поведения. Поведение, основанное на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Дети склонные к суицидальному (самоповреждающее, саморазрущающее) поведению

Пятая группа. «Дети зоны риска» с психологическими проблемами в развитии:

1.Дети с недостаточными способностями к обучению (ЗПР)

2.Дети с высокими способностями к обучению (одаренность)

3.Дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии. (леворукость, амбидекстрия)

4.Дети с отклонениями в эмоциональной сфере (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость).

5. Проблема «трудных детей» в 20-30 годы. Создание специального института по изучению проблемных детей.

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства. Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике).

Были и другие попытки группировать трудных детей (Н. В. Чехов, А. Н. Граборов, П. И. Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления.

Изучение трудных школьников показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идет о педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими- то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.

Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно- воспитательной работы. В основе педагогической запущенности лежат три ряда обуславливающих ее факторов:

1) Пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных знаний и отрицательного жизненного опыта;

2) Недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности;

3) Недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими.

6. Проблема «трудных детей» в работах П. П. Блонского, В. П. Кащенко, Г. В. Мурашева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясинцева.

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П. П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В. П. Кащенко и Г. В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л. С. Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В. Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными. Большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. Изучение трудных школьников (учащихся общеобразовательных школ и специальных учреждений) показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идет о педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.

Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы. В результате нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Ребенок становиться «трудным».

Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрасте ребенка, и в каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика педагогической запущенности проявляется у подростков. В сочетании с некоторыми особенностями этого периода, педагогическая запущенность обуславливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной.

7. Развитие педологии, позиция педологов в отношении проблемы «трудных детей».

Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX--начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка -- «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого -- «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ развития педологии в России сделан современным исследователем Е.Г. Ильяшенко, на основе его работ и представлен материал данного параграфа.

Начало педологии ряд исследователей связывает с именем немецкого врача Д. Тидемана, который в 1787 г. издал сочинение «Наблюдение над развитием душевных способностей у детей». Однако началом систематического изучения детей считается сочинение немецкого физиолога Г. Прейера «Душа ребенка» (1882). Если Прейера исследователи истории педологии называют «идейным вдохновителем педологического движения», то создателем этого движения, основателем педологии считают американского психолога С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию, выросшую в институт детской психологии. Благодаря Холлу уже к 1894 г. в Америке насчитывалось 27 лабораторий для изучения детей и четыре специализированных журнала. Им были организованы ежегодные летние курсы для педагогов и родителей.

Сам термин «педология» появился в 1893 г. Его предложил ученик Холла О. Хрисман для обозначения единой науки, суммирующей знания всех других наук о детях. Педология была призвана объединить разнообразные данные о ребенке, накопленные психологами, физиологами, врачами, социологами, юристами, педагогами, и дать более полную картину возрастного развития ребенка. Исследуя историю возникновения педологии, историк педагогики Ф.А. Фрадкин писал, что новый век требовал принципиально новых человеческих качеств. Чтобы подготовить здорового, творческого, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психологическими и физическими перегрузками, нужно было получить новое знание о человеке и способах подготовки его к жизни. Отдельные науки -- медицина, психология, физиология, педиатрия, социология, этнография и др. -- подходили к ребенку со своих позиций. Не синтезированные в единое целое фрагменты знаний трудно было использовать в учебно-воспитательной работе. Поэтому создание новой науки -- педологии, исследующей ребенка целостно на разных возрастных этапах, было встречено с воодушевлением.

Первый принцип — отказ от изучения ребенка "по частям", когда что-то выявляет возрастная физиология, что-то — психология, что-то — детская невропатология и т. д.

Второй ориентир педологов — генетический принцип. Ребенок для них — существо развивающееся, и понять его можно, лишь принимая во внимание динамику и тенденции развития. Пожалуй, лучше всего применение этого принципа можно продемонстрировать на примере раскрытия давней для психологии загадки внутренней речи.

8. Проблема педагогической трудности детей в работах В.А. Сухомлинского, Г. П. Медведева, В. Матвеева, Л. М. Зюбина, Э. Г. Костяшкина.

Большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучение трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвящённые проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинского, Г.П. Медведева, В. Матвеева, Л.М. Зюбина, Э.Г. Костяшкина и др).

Изучение трудных школьников (учащихся общеобразовательных школ и специальных учреждений) показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных, неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идёт педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором - кратковременный.

Проблема "трудных" учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства - всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще в и крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

9. Проблема «трудных детей» в зарубежной теории и практике.

Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах.

Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.

Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска. Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях», которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на личность ребенка различных негативных факторов. "...В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина «трудные школьники» применяют название «учащиеся с проблемами». Подобная терминология имеет свой смысл. Во-первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены...."

10. Экономический кризис в США конца 70-х - начала 80-х годов, появление термина "children at risk".

11. Современное состояние проблемы детей группы риска в отечественной и зарубежной науке.

12. Основные документы международного уровня, регламентирующие права детей.

Основные действующие нормы, относящиеся непосредственно к детям, содержатся в следующих документах:

Конвенция о правах ребенка 1989г., которая к концу 1997г. была ратифицирована всеми странами, за исключением Соединенных Штатов Америки и Сомали (далее в тексте – «Конвенция»);

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985г. (далее в тексте – «Пекинские правила»);

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990г. (далее в тексте – «Правила»);

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990г. (далее в тексте – Эр-Риядские -Руководящие принципы»).

Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (Вена 1997г.).

13. Основные документы РФ, закрепившие основные гарантии защиты детей группы риска

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.1989 г.

Статья 27

п.2 Родитель(и) или лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Статья 28

п.1 Государства – участники признают право ребёнка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставления в случае необходимости финансовой помощи;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 32

п.1 Государства – участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья и служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, моральному и социальному развитию.

п.2 Государства – участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приёма на работу;

Трудовой Кодекс РФ ст.63:

«Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и на нарушающего процесса обучения.»

б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

16 часов в неделю – для работников в возрасте шестнадцати лет;

4 часа в неделю – для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;

Продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью 1-ой настоящей статьи».

Трудовой Кодекс РФ ст.94:

«Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов,

в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 и до 18лет — 3,5 часа.»

в) предусматривают соответствующие виды наказаний или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

2. Конституция Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статья 43

Каждый имеет право на образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

3. Семейный Кодекс Российской Федерации.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

п.1 Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родитель (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

• уклоняются от выполнения обязанностей родителей. В том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

• отказываются без уважительной причины взять своего ребенка из родильного дома (отделения)либо из иного другого лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

• злоупотребляют своими родительскими правами;

• жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на половую неприкосновенность;

• являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

• совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 70 Порядок лишения родительских прав

п.1 Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлению органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других).

п.2 Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органов опеки и попечительства.

Статья 73. Ограничение родительских прав

п.1 Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

п.2 Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения являются опасными для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

п.3 Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которых возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (п.1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

п.4 Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

п.5 При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью.

п.1 При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

п.2 При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

4. Закон об образовании.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

п.3 Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

п.4 Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

п.5 Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет. Для категорий Обучающихся, указанных в пунктах 10 – 12 статьи 50 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

п.6 По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся,достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

п.7 По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

п.4 Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальнымучебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия, обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

п.10 Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществление по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении. Определяется Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

п.11 Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведение, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

п.1 Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

п.2 Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

п.3 Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получивший образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

.4 Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание,получение ими основного общего образования.

5. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

№120-ФЗ от 24.06.99

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершении преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в п.1. настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушение несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ и / или/ законодательством субъектов РФ.

Статья 5. Категория лиц в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

• безнадзорных или беспризорных;

• занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

• содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно- воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и / или/ реабилитации;

• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

• совершивших правонарушения, повлекшие применением меры административного взыскания;

• совершивших правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и / или/ содержанию и / или/ отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны

в п1.и п2. настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и / или/ реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и / или/ содержанию и / или/ отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

5. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны

в п1.и п2. настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и / или/ реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей является обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

• заявления несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• приговор, определения или постановление суда;

• постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

• документы, определенные настоящим Федеральным законом как основание помещения несовершеннолетних в учреждения системы безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;

• заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

• постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

• документы, определенные настоящим Федеральным законом как основание помещения несовершеннолетних в учреждения системы безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;

• заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной или иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста 18 лет,

или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.

Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона.

2.Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

• орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

• комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органами местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище. и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению беспризорности правонарушений несовершеннолетних;

• органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

• орган управления социальной защиты населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

• орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и / или/ вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

• орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

• орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ – интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в ОУ;

• орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

• орган управления социальной защиты населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

• орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и / или/ вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные действия, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

• орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

• орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ – интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в ОУ;

• орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

6. Приказ Министерства образования РФ №237 от 29.01.02г.

“ Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности” (выдержка из приказа)

В целях усиления работы по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности приказываю:

п.5 Управлению развития образования совместно с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей подготовить проект распоряжения Правительства РФ о статистической отчетности о детях в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в ОУ и не имеющих постоянного места жительства, и порядке их учета.

п.6 Рассмотреть 29-30 января 2002 года на совещании с руководителями органов управления образованием субъектов РФ вопрос профилактики детской беспризорности и безнадзорности.

п.7 Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ принять экстренные меры по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности.

Приказ Комитета по образованию № 262 от 22.03.02г.

«О мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности» (выдержка из приказа)

В соответствии с приказом от 29.02.02 №237 «Об эксренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности» и письмом МО РФ в целях усиления работы ОУ по профилактике детской беспризорности и безнадзорности приказываю:

п.4. Руководителям ТОУО:

4.1. Обеспечить еженедельный сбор информации из ОУ о посещаемости учащимися занятий, результаты обсуждать на совещаниях с руководителями ОУ ежемесячно.

• Обязать руководителей ОУ вести строгий ежедневный учет посещаемости занятий учащимися.

14. Общие направления организации взаимодействия психолога с семьей детей риска.

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:

• выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

• содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

• помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

• предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

• психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

• профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

• работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:

• Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

• Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

• Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

15. Неблагополучная семья, неблагоприятные факторы семейного воспитания как фактор деформации развития ребенка.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социальнопедагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой —воспитательное окружение сдерживает его.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретнойситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности.Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровнюразвития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самымосновой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.

Педагогическая запущенностьобусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы,следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной,игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считатьтруднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическуютрудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения исмысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости,образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабоевладение способами и приемами их приобретения и неразвитостьучебно-познавательных мотивов.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей, по мнению Овчаровой, могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция,уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

В качестве критериев для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка она приняла следующие параметры:

характер воспитательного окружения:

а) ориентированное на ребенка,полное, стабильное, положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;

в) безразличное к ребенку, неполное(полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее; г) враждебное к ребенку,неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка;

характервоспитательно-образовательной работы с детьми:

а) личностно-ориентированный,развивающий, эффективный;

б) целерациональный,репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв; в)анонимный, информационно-репродуктивный, неэффективный;

характер внутренней позиции ребенка:

а) взаимодействие (относительнаянезависимость, устойчивость, сопротивляемость);

б) противодействие(гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);

в) бездействие (гиперзависимость,неустойчивость, податливость).

Ребенок проходит через три стабильныевоспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массусоциально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разномуотражаются на результатах последнего.

16. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.

Неблагополучные семьи как фактор деформации развития

Под неблагополучной семьёй понимают такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети»1.

Типы неблагополучных семей

Различают следующие типы неблагополучных семей:

1. Педагогически некомпетентная.

2. Конфликтная.

3. Аморальная.

4. Асоциальная.

Педагогически некомпетентная семья

В такой семье наблюдается недостаток педагогических знаний и навыков у родителей, что проявляется в неконструктивном стиле воспитания (либо чрезмерно авторитарном, либо попустительском, либо непредсказуемом – «семь пятниц на неделе»).

Конфликтная семья

В такой семье, как правило, царит атмосфера грубости и несправедливости, а иногда и атмосфера жестокости и насилия. Дети живут в окружении, где скрытый страх, напряжение и тревога присутствуют всегда, но отсутствует стабильная безопасность. Часто в такой семье ребенок служит средством разрешения супружеских конфликтов.

Аморальная семья

Это семья с нездоровой нравственной атмосферой

Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Ради удовольствий, удовлетворения собственных эгоистичных интересов здесь попираются моральные нормы, общечеловеческие ценности. Ребенок перестает понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», он создает свою мораль, в основе которой лежит удовольствие и материальная выгода.

Асоциальная семья

Это семья, где у родителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенок оказывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так как копирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Будущее такого ребенка заранее запрограммировано: ничего хорошего в этой жизни его не ждет.

Неблагополучие в перечисленных семьях порождает насилие. Под насилием понимают сознательные или неосознанные деяния, угрожающие благополучию или правам ребенка.

Факторы семейного неблагополучия

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи хрупки и находятся под угрозой атрофии. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей7:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

- медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

- социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14—15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.

17. Причины появления социально-педагогической запущенности и безнадзорности.

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны, необходимо разграничить эти понятия.

Без-сть - как отсутствие надзора (контроля), внимания, заботы позитивного влияния со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Без-сть является одной из форм социальной дезадаптации несо-них и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности

При этом упускается важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. БЗ хар-ся не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов. БЗ может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое. БЗ может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

БЗ и БС - два понятия, неразрывно связанные друг с другом. одно из них БС является конечной стадией второго (БЗ).

социально-психологический портрете БЗ ребенка.

Современный «безнадзорный ребенок напоминает воспитанника детского дома: его отличают неразрывность эмоциональной сферы, задержка психического развития, неустойчивость внимания... Условия улицы заставляют ребенка выживать и самореализоваться, формируя такие качества как гибкость ума, быстрота реакции, жесткость принимаемых решений, острота мышления на бытовом уровне, они творческие и находчивые, способные объединяться перед опасностью. Они хорошие психологи и великолепно разбираются во взрослых, обладают высокими коммуникативными способностями безнадзорный ребенок характеризуется устойчивыми нарушениями психо-эмоциональной сферы, отклонениями в социальном поведении и грубым искажением групповых норм взаимодействия. При длительном отсутствии внимания и контроля со стороны родителей, школы, семьи и других социальных институтов общества эти нарушения могут привести к неотвратимым изменениям в личности ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: