Типа философствования: по характеру принимаемого первоначала, по характеру обоснования и аргументации

Гносеологические и социокультурные детерминанты возникновения и воспроизводства материализма и идеализма как основных типов философствования.

В ходе второго занятия необходимо рассмотреть основные характеристики, социокультурную почву, гносеологические корни типов философствования, вскрыть детерминанты их возникновения и воспроизводства в новых разновидностях по мере развития общества. Обратитесь к работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (Гл. II) и рассмотрите содержание основного вопроса философии, решение которого выступает способом демаркации материализма и идеализма.

Человек как практически действующее существо нуждается для достижения эффективного результата в знании основных характеристик классов предметов, с которыми он сталкивался в своей деятельности. Покажите, каким образом осуществлялся процесс выделения двух основных начал – материи и духа, из которых выводилось все многообразие существующего. Возможно ли существование третьего (четвертого...) типа философствования?

Важно понять, что оба типа философствования эволюционируют вместе с материальным и духовным развитием человечества, проявляясь в различных формах. Следует дать характеристику исторических форм материализма – наивного, метафизического, вульгарного, диалектического, научного и идеализма– объективного и субъективного.

По характеру принимаемого первоначала философские системы делятся на монистические, плюралистические (те и другие могут быть и материалистическими, и идеалистическими) и дуалистические. Охарактеризуйте дуализм как тип философствования, выявите свойственные ему затруднения и слабости, делающие его уязвимым для критики, как со стороны материализма, так и со стороны идеализма.

По характеру обоснования и аргументации выделяются рационалистический и иррационалистический типы философствования. Вскройте существенные различия между ними и выявите их корни.

Касаясь корней материализма, необходимо выделить доверие человека своим чувствам, с помощью которых отражается внешний мир и которые убеждают человека в объективности существования мира независимо от человека; успехи предметно - преобразующей деятельности, основывающейся на знании объектов и процессов внешнего мира; точность прогнозов, опирающихся на анализ объективной логики развития явлений и процессов реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: