Материализм: сущность и исторические виды

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Во-первых, есть так называемый механистический и метафизический материализм. Он появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому). Философ Ламитри написал труды «Человек – машина», «Животное – машина». Его произведения классически представитель механистического материализма. Более сложные явления имеют свои более сложные законы. Поэтому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Метафизика это философский взгляд на мир противоположный диалектике. Диалектика признает развитие материи и формулирует законы этого развития: переход количества в качество, единство и борьбы противоположностей, а также закон отрицания отрицания.

Во-вторых, есть диалектический материализм. Он преодолевает все недостатки наивного и механистического (метафизического) материализма. Диамат был официальной философией в Советском Союзе. Кроме диамата еще был истмат и только это считалось научной философией. Все остальные философии объявлялись ненаучными. Философский плюрализм был запрещен, это противоречило природе философии, потому что по своей природе она глубоко плюралистична. Именно этим философия создает необходимый диапазон и простор для свободного выбора мировоззрения, а также ценностей, идеалов, принципов. Мировоззренческая нетерпимость (нетолерантность) диамата и истмата была одной из причин появления диссидентства, появления оппозиционных течений и партий, что привело к падению коммунистического режима в СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: