Назначение морских карт и требования к их содержанию и оформлению

Морские карты - незаменимое руководство для мореплавания. С их помощью судоводитель еще до выхода в море изучает районы, через которые придется идти, намечает наиболее короткий по времени и наиболее безопасный маршрут. Во время плавания на таких картах ведут прокладку пути по счислению, исправляемую обсервациями, а также непрерывно следя за безопасностью плавания судна.

Очень часто морские карты служат основой для составления многих отраслевых и общегеографических карт, в той или иной степени изображающих побережья морей и океанов, являются основным юридическим документом при судебном разбирательстве причин аварии или столкновения судна. С ее помощью и с помощью судового журнала выясняют обстоятельства плавания и устанавливают характер действия лиц, ответственных за управление судном. Ни один международный договор либо соглашение по вопросам судоходства, рыболовства, установления морских государственных границ и прочее не могут быть разработаны без использования морских карт.

Широкое распространение и использование морских карт в практических и научных целях порождает определенные требования к ним. Особенно жесткие требования предъявляются к НМК.

Важнейшее требование, предъявляемое к морским картам – это обязательность соответствия их геометрической точности назначению карты. Так, точность навигационной морской карты должна превышать точность счисления пути судна и определения его места в море самыми совершенными навигационными методами и средствами, а также должна, верно, отображать характерные особенности географической среды, находиться на уровне современности, особенно в части объектов, имеющих навигационное значение.

С точки зрения судовождения морская карта должна иметь: детальное, хорошо читаемое изображение рельефа морского дна со всеми опасностями для плавания; точно обозначенную линию берега; подробно показанные СНО и элементы навигационной обстановки; фарватеры, рекомендованные пути; формы рельефа суши и береговые объекты, приметные с моря, и т.п., т. е. полное, достоверное, наглядное и хорошо читаемое изображение нанесенных на них элементов ландшафта и объектов, имеющих навигационное значение.

Картографическая проекция морской карты должна обеспечивать простоту и удобство графических и других необходимых расчетов на судне, например дополнительное нанесение на них специальных объектов, сеток и элементов, необходимых для производства навигационных и других расчетов. Наиболее простыми для построения из всех видов линий являются прямая и окружность. Поэтому из всех проекций предпочитают такие, на которых основные элементы решения навигационных задач могут быть выполнены с помощью элементарных прокладочных инструментов - линейки и циркуля. Так, например, линия постоянного курса судна (локсодромия) выглядит прямой линией на карте в меркаторской проекции, что определило преимущественное построение морских карт в этой проекции; круг равных высот при астрономических определениях места судна (позиционный круг) выглядит окружностью на сетках стереографической проекции и т.д. Морская карта должна отражать элементы водного пространства и прилегающей к нему суши с подробностью, отвечающей ее назначению. Карта должна печататься на бумаге, которая имеет незначительную деформацию в условиях хранения на судне, допускает многократное применение карандашной резинки и имеет формат, удобный для использования в условиях штурманской рубки.

Графическое оформление морской карты должно быть таким, которое способствует более отчетливому и яркому проявлению ее содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: