Расчет маневра расхождения со встречным кораблем (судном) выполняется в соответствии с алгоритмом деятельности вахтенного офицера при расхождении. Последовательность расчетов рассматривается на примере (приложение 3).
Пример.
Корабль следует в открытом море в условиях полной видимости курсом КМ и безопасной скоростью VМ. С помощью РЛС обнаружили встречную цель; с установленной дискретностью измеряются РЛП на цель и дистанция ДР до нее:
КМ,º | VМ, уз | ТЧ.МИН | РЛП, ° | ДР, кбт | ДУПР | ДБЕЗ | условия видимости |
15.03 15.05 15.07 | 27.0 26.4 26.0 | полная |
1.Определить обстоятельства расхождения с целью.
2.Рассчитать элементы движения цели, если определено, что она ¾опасная.
3.Подготовить предложения для принятия решения командира корабля на выполнение маневра расхождения в соответствии с требованиями МППСС-72.
4.Рассчитать маневр расхождения в соответствии с принятым решением на дистанции безопасной ДБЕЗ. Маневр начать на дистанции упрежденной ДУПР.
|
|
Решение.
1.Определение обстоятельств расхождения с целью.
1.1.Принять место своего корабля в центре маневренного планшета и считать его условно неподвижным.
1.2.Избрать масштаб для построения треугольников скоростей и позиций. Для треугольников позиций масштаб: одно большое деление сетки планшета равно миле; для треугольников скоростей: одно большое деление ¾ 1 .
1.3.Из центра планшета проложить вектор скорости своего корабля VМо=2,5 .
1.4.По данным замеров РЛП на цель и дистанций ДР до нее нанести относительные позиции цели; провести через них усредняющую прямую линию ¾ получится линия относительного движения ЛОД0.
1.5.Перпендикуляр, опущенный из центра планшета на ЛОД0, есть кратчайшая дистанция до цели ДКР, на которой разойдутся корабли, не меняя своих курсов и скоростей. ДКР=10 кбт.
1.6.Раствором циркуля, равным расстоянию перемещения по ЛОД0 (отрезок К0КП, где КП- относительная позиция цели на текущий момент), определить время сближения с целью на ДКР tКР = 27 мин.
1.7.Определить, каким бортом разойдемся с целью или как она пересечет наш курс (по корме или по носу). Если ДКР = 0, это означает, что через tКР произойдет сближение с целью вплотную.
1.8.Сравнить полученную ДКР с дистанцией безопасной и при ДКР<ДБЕЗ следует вывод, что цель является опасной.
2.Расчет элементов движения цели.
2.1.Провести прямую, параллельную ЛОД0, и в том же направлении конца вектора VМ ¾ относительный курс цели Кrо.
2.2.Произвести предвычисление относительной позиции цели на 10-ю минуту наблюдения.
2.3.Из конца вектора VМо по направлению Кrо отложить отрезок | Vrо |, измерив циркулем отрезок ЛОД0. Помни: величина вектора относительной скорости всегда равна перемещению цели по соответствующей ЛОД за 10 мин. (при выбранном масштабе треугольника скоростей в кбт/мин).
|
|
2.4.Соединить центр планшета с концом вектора Vrо ¾ получим вектор скорости цели и соответственно ¾ курс КК. VК = 14 уз, КК = 268.0°.
3.Принятие решения на выполнение маневра расхождения.
3.1. Определить, какое правило МППСС-72 регламентирует сложившуюся ситуацию во взаимном расположении кораблей и как в соответствии с этим правилом надлежит изменить курс корабля, если он должен уступить дорогу. Видимость – полная, ситуация пересечения курсов, регламентируемая правилом № 15 МППСС-72. Цель находится справа и для того, чтобы избежать при выполнении маневра расхождения пересечения курса цели у нее по носу, следует изменить свой курс вправо.
3.2.Определить, существует ли необходимость изменения скорости хода. Корабль следует с безопасной скоростью, текущая дистанция до цели достаточно велика и, памятуя о рекомендациях правила № 8 МППСС-72, маневр расхождения можно выполнить без изменения скорости хода.
3.3 Командир должен назначить безопасную дистанцию расхождения и определить момент начала выполнения маневра (дистанцию упреждения).
4.Расчет маневра расхождения в соответствии с принятым решением.
4.1.Нанести упрежденную позицию цели КУ, которая находится на пересечении ЛОД0 с окружностью радиусом ДУПР.
4.2.Провести одну из границ сектора относительных опасных позиций, которая будет соответствовать изменению нашего курса, предусмотренного принятым решением на маневр.
Необходимо учитывать следующие закономерности изменения направления ЛОД:
если цель приближается с направления впереди траверза, то изменение курса вправо приводит к развороту ЛОД по часовой стрелке, изменение своего курса влево приводит к развороту ЛОД против часовой стрелки;
если цель приближается с направления позади траверза, то эта зависимость будет обратной.
В примере принято решение выполнить маневр расхождения изменением курса вправо. Поэтому ЛОД развернется тоже вправо. Из упрежденной позиции КУ провести касательную к окружности радиусом ДБЕЗ, получится ожидаемая линия относительного движения цели (ОЛОД).
4.3.Построить новый треугольник скоростей. Для этого из конца вектора скорости цели VК провести прямую, параллельную ОЛОД, но в противоположную сторону до пересечения с окружностью скорости своего корабля (так как принято решение: маневр выполнить без изменения скорости хода). Соединить центр планшета с началом построенного вектора относительной скорости цели Vr1 ¾ получим вектор скорости своего корабля VМ1 и соответствующий ему курс маневра КМ1 = 34.0°.
4.4.Определить относительную позицию, по приходу цели в которую маневрирующий корабль может повернуть на прежний курс (позиция КПОВ). Для этого провести параллельно ЛОД0 касательную к окружности ДБЕЗ, которая называется линией окончания маневра (ЛОМ). Точка пересечения ОЛОД и ЛОМ есть позиция КПОВ, а соответствующий ей пеленг называется пеленгом поворотным (ППОВ).
4.5.Рассчитать время маневра. Измерить величину относительного перемещения Sr1 = | КУКПОВ | и величину вектора относительной скорости Vr1. Из отношения Sr1/Vr1 получим время маневра tМ.
Более быстрый способ расчета tМ заключается в следующем. Раствором циркуля, равным величине вектора Vr1, интерполируя, измерить тот же отрезок ОЛОД ¾ | КУКПОВ |.
Выполнив все расчеты, вахтенный офицер обязан доложить командиру корабля свои предложения на выполнение маневра. Например: «Товарищ командир, для расхождения с целью № 1 на дистанции безопасной 30 кабельтовых, с дистанцией упрежденной 50 кабельтовых, предлагаю курс маневра 34 градуса, скорость 15 узлов. Разойдемся с целью по пеленгу 318 градусов. Время маневра 12 минут».
|
|
ЗАДАЧИ
Корабль следует в открытом море курсом КМо и безопасной скоростью VМо. С помощью РЛС обнаружили встречную цель; с установленной дискретностью измеряется РЛП на цель и дистанция ДР до нее.
1.Определить обстоятельства расхождения с целью.
2.Рассчитать элементы движения цели, если известно, что она ¾ опасная.
3.Подготовить предложения для принятия решения командира корабля на выполнение маневра расхождения в соответствии с требованиями МППСС-72.
4.Рассчитать маневр расхождения в соответствии с принятым решением на дистанции ДБЕЗ. Маневр начать на дистанции ДУПР.
N задачи | КМо,° | VМо,уз | Т,ч.мин. | РЛП,° | ДР,кбт | ДБЕЗ,кбт | ДУПР,кбт | Условия види-мости | ||||||||||||
14.05 | 303.0 303.0 303.0 303.0 303.0 | 105.5 96.5 | Полная | |||||||||||||||||
06.00 | 339.0 338.5 338.0 337.4 336.9 | Полная | ||||||||||||||||||
11.40 | 61.0 60.7 60.4 60.1 59.8 | Полная | ||||||||||||||||||
15.15 | 184.0 183.5 183.1 182.5 181.9 | 90.5 81.5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
15.00 | 210.0 210.0 210.0 210.0 210.0 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
14.05 | 328.0 328.0 328.0 328.0 328.0 | 91.5 84.5 | Полная | |||||||||||||||||
17.17 | 323.1 322.9 322.7 322.5 322.3 | 89,5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
16.00 | 60.0 60.5 61.0 61.6 62.1 | 95.5 | Полная | |||||||||||||||||
13.11 | 242.0 242.3 242.6 243.0 243.4 | Полная | ||||||||||||||||||
04.05 | 170.0 170.0 170.0 170.0 170.0 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
19.06 | 330.0 330.1 330.2 330.3 330.4 | Полная | ||||||||||||||||||
15.00 | 20.0 19.5 19.1 18.8 18.6 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
13.23 | 51.0 51.2 51.5 51.8 52.2 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
07.10 | 329.0 328.8 328.5 328.3 328.0 | Полная | ||||||||||||||||||
12.13 | 355.0 355.0 355.0 355.0 355.0 | Полная | ||||||||||||||||||
11.00 | 132.0 132.5 133.0 133.5 134.1 | 86.8 83.5 80.3 | Полная | |||||||||||||||||
13.11 | 37.0 37.0 37.0 37.0 37.0 | 95.6 86.5 | Полная | |||||||||||||||||
06.00 | 112.0 112.0 112.0 112.0 112.0 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
13.15 | 57.0 57.0 57.0 57.0 57.0 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
13.23 | 144.0 143.7 143.4 143.0 142.6 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
17.35 | 289.0 288.7 288.3 287.9 287.6 287.2 | 81.5 74.5 67.5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
09.30 | 320.0 320.0 320.0 320.0 320.0 | Полная | ||||||||||||||||||
20.30 | 170.0 170.0 170.0 170.0 170.0 | 81.5 76.5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
17.00 | 70.0 70.5 71.0 71.5 72. | Полная | ||||||||||||||||||
13.23 | 288.0 288.2 288.4 288.7 289.0 | Полная | ||||||||||||||||||
05.02 | 110.0 110.0 110.0 110.0 110.0 | 88.3 86.5 84.7 | Ограниченная | |||||||||||||||||
08.20 | 222.0 222.3 222.5 222.8 | 82.5 77.5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
18.00 | 50.0 49.5 49.0 48.2 47.3 | Ограниченная | ||||||||||||||||||
22.02 | 49.0 49.3 49.5 49.8 50.0 | 87.5 82.5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
07.20 | 201.1 201.3 201.5 201.75 | Полная | ||||||||||||||||||
11.40 41 42 | 256.0 256.0 256.0 256.0 256.0 | Полная | ||||||||||||||||||
11.10 | 153.0 153.0 153.0 153.0 153.0 | Полная | ||||||||||||||||||
04.05 | 170.0 170.0 170.0 170.0 170.0 | 76.5 69.5 | Полная | |||||||||||||||||
03.10 | 255.0 255.0 255.0 255.0 255.0 | 70.5 65.5 | Полная | |||||||||||||||||
20.40 | 190.0 190.0 190.0 190.0 190.0 | 72.5 67.5 | Ограниченная | |||||||||||||||||
[1] Уровенной называется поверхность в каждой точке которой потенциал силы тяжести имеет одинаковую величину.
|
|