Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия

Различные ученые в рамках Европ. и Вост. подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения.

Теологическая (божественная) –господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиниться небесной власти, не пытаться изменить порядок, установленный Богом

«+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революции, переделу власти и собственности.

«-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании.

Патриархальная. Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя – это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель – отец всего народа, благосостояние общества невозможно без его заботы, его власть ничем не ограничена и незыблема

«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества

«-» прямое отождествление государства и семьи; в семье – родственные связи, а между всем народом – нет

Теория насилия. Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. Для поддержания порядка также требовалось насилие, возникла необходимость создания «Охранительного аппарата».

«+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем. «-»насилие – не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.

17) Договорная теория происхождения государства.

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления госу­дарства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: