Психолингвистические и социологические методы изучения языка

Термин «психолингвистика» вошел в научный оборот с 1954 г. после опубликования в США коллективной монографии под этим названием. Особенность данного метода – обращение непосредственно к интуиции носителей языка, неизбежная при этом доля субъективности перекрывается за счет реакции определенного количества испытуемых, что дает возможность получить достаточно достоверные психолингвистические данные. Характерная черта метода – не анализ отдельных слов, а установление определенных отношений между словами.

Свободный ассоциативный эксперимент выступает в качестве простейшего приема, используемого в психолингвистике. Его сущность в том, что испытуемым предлагается в ответ на тот или иной словесный стимул выдать первую словесную реакцию, которая придет в голову. По этому принципу были составлены ассоциативные словари. Мера стандартности ассоциаций в том или ином языке разная (американцы – стол – стул; белорусы – стол – круглы).

Психолингвистический метод характеризуется и проведением экспериментов с ограничениями в заданиях.

Данный метод путем специально поставленных экспериментов помогает проникнуть в механизмы речевой деятельности, осознать внутреннее устройство языка.

Социолингвистика изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, с той ролью, которую играет язык в жизни общества, поэтому методы социолингвистики представляют собой синтез социологических и лингвистических процедур. Их делят на метод полевого исследования и метод социолингвистического анализа языкового материала.

Метод полевого исследования включает в себя анкетирование, интервью и наблюдение.

При анкетировании используются опросники в виде заранее подготовленных анкет с определенным характером и числом вопросов, определяемых задачей анкетирования – получить сведения о самих информантах и тех или иных особенностях их речи.

Классификации социальных вариантов языка производятся с точки зрения его стратификационной, ситуативной и коммуникативной вариантности. При стратификационной классификации исходят из соотношения вариантов языка с определенной социальной группой: профессиональные варианты, жаргоны, социальные диалекты, варианты игрового характера и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: