1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Это один из самых сложных вопросов российской муниципальной реформы. Его решение диктуется несколькими законодательными правилами.
Во-первых, местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. Соответствующее положение закреплено в обоих федеральных законах об общих принципах об организации местного самоуправления, однако в практике муниципального строительства (в период с сентября 1995 г. по настоящее время) оно так и не стало общеобязательным к исполнению требованием.
Во-вторых, местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Впервые этот термин был введен в оборот Законом 1995 г. в качестве обобщенного наименования городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), служащих территориальной основой местного самоуправления2.
В-третьих, Закон 2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения, фактически допускает организацию местного самоуправления в самых разных по своим демографическим характеристикам территориях.
В-четвертых, порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законами субъектов Федерации.
В-пятых, изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ). Будучи конституционным, это положение воспроизводится в российском законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления. Инициаторами модификации границ муниципальных образований, как и прежде, выступает население, местные органы, региональные и федеральные органы государственной власти.
При этом согласие населения высказывается на местных референдумах или сходах граждан, а учет мнения людей выражается представительными органами местного самоуправления. Оба указанных режима находят применение в различных ситуациях. Например, изменение границ поселений или муниципальных районов, влекущее отторжение населенных пунктов, принадлежащих этим муниципальным образованиям, требует согласия жителей таких населенных пунктов на референдумах (сходах граждан). Напротив, трансформация границ местного самоуправления, не связанная с потерей отдельных территорий, влечет только учет общественного мнения, выраженного местным представительным органом.