Территория местного самоуправления. Принципы территориальной организации местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Это один из самых сложных вопросов российской муници­пальной реформы. Его решение диктуется несколькими зако­нодательными правилами.

Во-первых, местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. Соответствующее положение закрепле­но в обоих федеральных законах об общих принципах об органи­зации местного самоуправления, однако в практике муници­пального строительства (в период с сентября 1995 г. по настоя­щее время) оно так и не стало общеобязательным к исполнению требованием.

Во-вторых, местное самоуправление в Российской Федера­ции строится на основе муниципальных образований. Впервые этот термин был введен в оборот Законом 1995 г. в качестве обобщенного наименования городов, поселков, станиц, рай­онов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), служа­щих территориальной основой местного самоуправления2.

В-третьих, Закон 2003 г., формально не закрепляя положение о реали­зации права на самоуправление вне зависимости от численно­сти населения, фактически допускает организацию местного самоуправления в самых разных по своим демографическим ха­рактеристикам территориях.

В-четвертых, порядок образования, преобразования или уп­разднения муниципальных образований, установления и изме­нения их границ и наименований определяется законами субъ­ектов Федерации.

В-пятых, изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Кон­ституции РФ). Будучи конституционным, это положение вос­производится в российском законодательстве об общих прин­ципах организации местного самоуправления. Инициаторами модификации границ муниципальных образований, как и прежде, выступает население, местные органы, региональные и федеральные органы государственной власти.

При этом согласие населения высказывается на местных рефе­рендумах или сходах граждан, а учет мнения людей выражается представительными органами местного самоуправления. Оба указанных режима находят применение в различных ситуациях. Например, изменение границ поселений или муниципальных районов, влекущее отторжение населенных пунктов, принадле­жащих этим муниципальным образованиям, требует согласия жителей таких населенных пунктов на референдумах (сходах граждан). Напротив, трансформация границ местного само­управления, не связанная с потерей отдельных территорий, вле­чет только учет общественного мнения, выраженного местным представительным органом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: