Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации – источники муниципального права

Источники муниципального права можно разделить на три уровня: нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные пра­вовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, ав­тономной области, автономных округов, законы о местном самоуправле­нии; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие.

Нормы муниципального права могут быть закреплены в норматив­ных правовых актах государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, постановлениях законодательных ор­ганов, глав администраций, президентов республик.

Изучение конституций республик в составе Российской Федерации показало, что они, в основном, повторяют нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Четких, полных определений понятия МСУ в них, как правило, не содержится. Основные признаки МСУ в конст-ях субьектов РФ как правило те же, что и в Конст-и РФ. Большее число конст-й респ-к закрепляет англосаксонскую концепцию МСУ. В конституциях республик Саха-Якутия и Ингушетия закреплена европейская континентальная концепция МСУ. В ряде конституций отсутствует норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем самым конституции этих республик не устанавливают принцип отделения местного самоуправления от государственной власти. Такой подход не соответствует ст. 12 Конституции Российской Федерации, определившей автономный статус органов местного самоуправления. Законодательное определение понятия МСУ содержится также в уставах краев, областей, автономных округов. Были исследованы уставы 37 субъектов РФ. Изучение данного вопроса показало, что в 45% исследуемых уставов вообще отсутствует определение понятия МСУ. В них, равно как и в Конституции РФ, даются основные признаки МСУ. Установление общих принципов организации МСУ относится к предметам совместного веденья РФ и её субъектов, а значит они могут осуществлять правовое регулирование но что он не шло в разрез с ФЗ РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: