Источники муниципального права можно разделить на три уровня: нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие.
Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.
Изучение конституций республик в составе Российской Федерации показало, что они, в основном, повторяют нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Четких, полных определений понятия МСУ в них, как правило, не содержится. Основные признаки МСУ в конст-ях субьектов РФ как правило те же, что и в Конст-и РФ. Большее число конст-й респ-к закрепляет англосаксонскую концепцию МСУ. В конституциях республик Саха-Якутия и Ингушетия закреплена европейская континентальная концепция МСУ. В ряде конституций отсутствует норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем самым конституции этих республик не устанавливают принцип отделения местного самоуправления от государственной власти. Такой подход не соответствует ст. 12 Конституции Российской Федерации, определившей автономный статус органов местного самоуправления. Законодательное определение понятия МСУ содержится также в уставах краев, областей, автономных округов. Были исследованы уставы 37 субъектов РФ. Изучение данного вопроса показало, что в 45% исследуемых уставов вообще отсутствует определение понятия МСУ. В них, равно как и в Конституции РФ, даются основные признаки МСУ. Установление общих принципов организации МСУ относится к предметам совместного веденья РФ и её субъектов, а значит они могут осуществлять правовое регулирование но что он не шло в разрез с ФЗ РФ.
|
|