В живописи VI в. кристаллизуется специфически византийский образ, очищается от всего инородного византийский художественный язык. В основе лежит опыт мастеров и Запада, и Востока. В декорации храмов мастера идут по пути упрощения и систематизации. Обстоятельность обширных исторических циклов ранних римских мозаик кажется теперь излишне повествовательной и поэтому символически недостаточно выразительной. Они заменяются выборочными, самыми значительными евангельскими сценами.
В ансамбле мозаик в пресбитерии Сан Витале в Равенне (546–548) выбор сюжетов определен литургической темой. На северной и южной стенах пресбитерия размещены сцены из Ветхого Завета, являющиеся прообразами новозаветной жертвы Христа: жертвоприношение Авеля, Мельхиседека и Авраама, а также композиция «Гостеприимство Авраама» – ветхозаветный прообраз христианской Евхаристии. Вверху, в крестовом своде пресбитерия изображен жертвенный Агнец – воплощение жертвенной темы обоих Заветов, символ христианской литургической жертвы.
|
|
На стенах храмов фигур становится меньше, внимание не рассеивается в разглядывании подробно рассказанных сюжетов, а сосредоточивается на созерцании крупных образов, каждый из которых одухотворен. Общий характер ансамбля становится более строгим и программно отчетливым. В этих образах нет такой изощренной тонкости исполнения, как в произведениях, близких эллинизму. Образ становится более аскетическим и цельным. Не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве нет больше места, зато высока духовная концентрация.
В церкви Сант Аполлинаре Нуово (рубеж V–VI вв.) классические черты становятся менее заметны, а стилизация художественного языка усиливается.
В ансамбле мозаик Сан Витале (сер. VI вв.) наряду с библейскими и евангельскими сюжетами введены две «исторические» сцены – церемониальный выход императора Юстиниана и его супруги императрицы Феодоры со свитами в храм. Эти две крупные композиции расположены друг напротив друга на стенах пресбитерия, в нижнем ряду. В композициях царит строгая торжественность, в лицах – суровая отрешенность.
В таком искусстве варьируется определенный тип лица – восточный, с преувеличенно крупными чертами, с пристально устремленными, расширенными глазами, с приковывающим, «втягивающим» взглядом. Лица похожи друг на друга, передача индивидуального душевного состояния, почти исчезает. Равная духовная полнота придает им одинаковую выразительность. Сила духа каждого из них вызывает трепет. Фронтальные застылые фигуры располагаются сплошным рядом на золотом фоне. Отсутствие перспективного углубления, подчеркнутая плоскостность изображений предрасполагает к сосредоточению, нет движения. Красочная лепка объема заменяется линейной очерченностью силуэтов, плавность тональных переходов – яркими локальными красками.
|
|
Кубики смальты укрупняются, выкладываются более ровными рядами, чем это было в V в., поверхность становится менее «фактурной», более «зеркальной». Мозаика приобретает эффект сильного свечения. Все художественные средства отрешаются от иллюзорности эллинистической и раннехристианской живописи.