Этап – 80 годы 19 века – 40 годы 20 века - ранняя теоретико-методологическая классика (Э.Дюркгейм, М.Вебер)

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) французский социолог и философ, основатель французской социологической школы, автор работ: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924) и др.

Э.Дюркгейм опирался на позитивистскую традицию в социологии, разрабатывал проблемы предмета и метода социологии как науки с функциональной точки зрения, был одним из основоположников структурного функционализма.

В качестве предмета социологии он рассматривал «социальные факты», объединенные в систему социальной реальности. Основными характеристиками социальных фактов являлись:

объективность, независимость от действующих индивидов и принудительное воздействие на их поведение.

Э.Дюркгейм выделял следующие виды социальных фактов:

1. морфологические (составляли «материальный субстрат общества»)

2. духовные (коллективные представления, коллективное сознание, ценности, традиции и т.д.). Духовны социальные факты играли определяющую роль в отношении морфологических и индивидуального сознания.

Теоретико-методологическая концепция Э.Дюркгейма получила название социологизм (методологический, онтологический), и предусматривает интерпретацию социальных реалий другими социальными фактами. В основе социологизма лежат принципы объективизма и эмпиризма.

Общество в его теории предстает как надындивидуальная реальность, существование и закономерности которой не зависят от действий отдельных индивидов; как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов.

Особое место в теории Э.Дюркгейма принадлежит концепции общественной солидарности. Общественная солидарность – это социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. В связи с этим общество предстает как сфера согласия и солидарности.

Э.Дюркгейм выделяет два типа солидарности — механическую и органическую.

Механическая солидарность характерна неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. В таком обществе индивид играет подчиненную роль, регулируется его сознание и поведение, преобладают репрессивные формы правосудия.

Органическая солидарность основана на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов, восстановительном праве, ориентированном на исправление нарушений в обществе. Этому типу характерен индивид с развитым самосознанием, независимый от общества, а условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Э.Дюркгейм рассматривал проблемы морали и отождествлял моральное с социальным. С точки зрения Э.Дюркгейма, мораль – принудительная система правил повседневного поведения, моральное единство индивидов составляет общество.

Компонентами морали являются:

· долг (императивный, безличный, не зависимый от места и времени)

· благо (сосредоточение интересов социума).

Особенности морали определяются не индивидами, а обществом. Изменение норм морали происходит вслед изменениям в социальной сфере. Идеалом морального поведения является поведение, когда человек жертвует личными интересами на благо общества.

Моральность общества определяется степенью усвоения содержания моральных норм. Э.Дюркгейм описывает основные типы морали:

· этатистская,

· профессионально-корпоративная,

· семейная.

Важная роль в творчестве Э.Дюркгейма принадлежит изучению проблемы самоубийства. В работе «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) он анализирует три типа самоубийств: эгоистические, альтруистические и аномийные. Особое внимание он уделяет аномийному типу, считает его характерным для кризисного состояния цивилизованного общества. Аномийные самоубийства основаны на осознании неразрешимости противоречия между притязаниями индивида и невозможностью их реализовать.

Э.Дюркгейм рассматривает социально-экономическую и семейную аномии. В ситуации общественного кризиса личность не ощущает себя частью целого, ее свобода не ограничена ни внешними, ни внутренними дисциплинарными факторами, это создает суицидогенную атмосферу. Семейная аномия проявляется в разрушении дисциплинарно-уравновешивающего начала в преддверии или в результате развода.

С точки зрения Э.Дюркгейма в каждом обществе количество самоубийств представляет устойчивую величину и отражает состояние коллективного сознания и бессознательного в конкретный исторический период. Рост количества самоубийств в условиях аномии рассматривается как социальная патология, возникающая из-за слабой интегрированности индивидов в коллективное целое. В условиях современной цивилизации ни религия, ни семья, ни государство не могут справиться с этой проблемой. Предотвращение роста самоубийств возможно при развитии внегосударственных социальных форм межличностных коммуникаций на базе гражданского общества.

Особое внимание Э.Дюркгейм уделяет изучению религиозных феноменов как социальных фактов. Религию он также рассматривает как социальный факт (объективно существует, не зависит от индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой, несет в себе начала общественной солидарности).

Все социальные факты Э.Дюркгейм делит на две сферы практически-духовной жизни:

сакральную (факты образуют систему верований, обычаев и ритуалов, объединяющих людей в церковь)

профанную (повседневная жизнь).

Основные функции религии:

· создание начал общественной солидарности,

· укрепление духовно-практические связи между людьми,

· сохранение духовного опыта.

Система религиозных ценностей позволяет обществу поддерживать динамическое равновесие; стимулирование духовно-практической жизни людей, стремление к идеалам способствует поступательной динамике социального развития.

М.Вебер (1864-1920) немецкий социолог и социальный философ, является автором работ: «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895), «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «критические исследования в области наук о культуре» (1906), «К положению о буржуазной демократии в России» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйственная этика мировых религий» (1919), «хозяйство и общество» (1921) и др.

С точки зрения М.Вебера цель социологии состоит в причинном объяснении и понимании смысла социальных действий индивидов, принадлежащих к конкретному обществу в определенном историческом контексте, в отличие от естественных наук, цель которых в выявлении универсальных законов. Этот подход получил название понимающая социология.

В качестве элементарной единицы социологического анализа М.Вебер рассматривает социальное действие, основными признаками которого являются мотивированность и сознательная ориентированность на социальное окружение.

По его мнению, социальное действие есть действие, осуществленное индивидом, которому он придает значение и при осуществлении которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием.

Использование метода понимания социальных проблем позволяет интерпретировать и типологизировать социальные действия. М.Вебер выделяет основные типы социальных действий по степени их рациональности:

· целерациональные,

· ценностнорациональные,

· аффективные,

· традиционные действия.

М.Вебер считает, что в современном обществе будут преобладать целерациональные действия, и поэтому социальную основу цивилизации составят рациональная экономика, рациональное право и управление, рациональная религия и т.д. тенденция рационализации общественных сфер позволит управлять социальными конфликтами.

Вебер ввел в социологию понятие «идеальный тип» - это идеализация общего или отдельного явления в целях анализа, представляющая явление в абстрактной форме. «Идеальные типы» или теоретические конструкты («капитализм», «церковь», «хозяйство» и т.д.) служат основой понимания человеческих действий и исторических событий, рассматриваются только как следствие социальных процессов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: