Особ-ти: 1.в текстах науч.ст. речь идет об отвлеч. предм: слова с отвлеч.знач. 2.точн-ть, логич-ть излож. 3.безсубъективность(нет ярко выраж. автор.нач) 4.однозначность понимания(адекв.воспр.чит-ем)
Термин. Имеет т.1 знач, формир в виде научн понятия, обознач. дан. термин. Классификация терм-в: 1.широкоупотребит-е- осн. понятия базового ср.школьн.образов-я. 2.узкоспециальные- в сфере частн, узких наук, в глуб.сферах фундам.наук. Общенаучная лексика. – слова, предст. аппарат логич. мышления, необходимые, чтобы в пределах высказ-я термины сопрягались м.собой, чтобы высказ-е было постр. как предлож-е. Пр: изучается, предположим, вывод, условие.
Время. В осн. Н.вр. гл. Эта форма гл нейтрализ. врем. знач-е. Науч.знач-я – вневрем. категории. Произв. менять вр.гл в тексте нельзя. Весь – в 1 врем. Местоимение. Мин. употр. в текстах науч.ст. тк местоим определено в своем знач-и только относит-но говор-го. Говор-ий не долж себя выр. Синтаксич.особ-ти. 1.Даже прост. предл. пред. собой слож.смысл. стр-ру. Осложн-ся отглаг.сущ, оборотами. 2.Значит. длина отдельных с/с. 3.Слож. предлож. В осн. СПП. Оч.развита сист союзов. Д/кажд типа отношений обусловл-ти развернут больш набор подчин союзов (потому как, из-за того что, поскольку, ввиду того что).
|
|
4. Преоблад конструкц. со страдат знач-ем залога. 5.Часто исп-ся неопр-личные предлож. Метатекст. Текст в тексте. (например, след-но, во 1-х, во 2-х- вводные слова как метотекстовые). Метатек. компонент м.б. оч. развит, если автор предчувств, что м.б. непонят чит-ем. Автор комментир. текст, введенный в свой текст.
Разновидности науч.стиля:
1.Научно-публицистич.- науч.проблема представл. как актуал.в дан момент.
2.Научно-популярный- науч.пробл излаг просто, не из актуальности.
3.Собств научн
4.Научно-технич
5.научно-учебн
Основные жанры научного стиля.
1. Реферат. Реферирование – индивидуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Композиция реферата: вступление, перечисление основных вопросов и проблем, анализ самых главных вопросов, выражения своего мнения, общий вывод.
2. Аннотация. Это сжатая характеристика книги, статьи или сборника, ей содержание и назначение.
3. Конспект. Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.
4. Тезисы. Тезисы – краткосформулированные основные положения доклада, научной статьи. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада.
|
|
5. Рецензия. Это отзыв, разбор и оценка художественного, научного или научно-популярного произведения.
6. Сообщение. Это тематически связанное выступление в форме монолога. Оно может быть построено как сообщение-рассуждение. В таком случае выделяется тезис (основная мысль), аргументы (доказательства) и вывод. В доказательной части выделяется пример и его объяснение.
Беседа. Это сообщение на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. Основная функция научного стиля -- передача логической информации, доказательство её истинности, и часто её новизны и ценности.
*В составе терминологии большую роль играют интернационализмы. В научных текстах они составляют почти половину всех полнозначных слов. К ним можно отнести: аналог, атрибутивный, ретроспективно, препарировать, пролонгировать и др.
*В стилистическом плане лексика однородна -- это нейтральные и книжные (но не высокие) слова.
*В научном тексте преобладают имена существительные (употребляются в 4 раза чаще, чем глаголы). Высока доля абстрактных слов: время, движение, явление, отношение, свойство, изменение, распределение, состояние, влияние и др.
*Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла; красные и белые глины; большие глубины; низкие температуры; частоты, величины, состояния и др.
*Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные и т.п.), различного рода клише (состоит из..., заключается в..., представляет собой..., применяется для... и т.п.).
*Типичны осложненные и сложные конструкции. Часто используются предложения с однородными членами и обобщающим словом: средствами связи частей текста служат вводные слова (во-первых, наконец, следовательно и т.д.).
*Широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, разные типы сложных предложений. Часто встречаются подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще (благодаря тому что; вследствие того что; в виду того что и др.)
*В целом синтаксис строг, стилистически однороден; в нем почти не остается места для эмоциональных разговорных конструкций.
В научных работах, в частности полемических, могут использоваться эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, как дополнительный прием, на фоне чисто научного изложения заметно выделяют и придают научной прозе большую убедительность.
Лексико-фразеологический состав научного стиля.
1. слова и выражения, свойственные общенациональному русскому литературному языку и используемые в книжной речи с тем же значением, которое закрепилось в языке. Напр: исполнять, рассматривать, основы, опыт, результаты и др.
2. слова и выражения общенационального русского литературного языка, которые в научном стиле изменили свою семантику и стали терминами. Поэтому не само их наличие в тексте, а специфика значения может служить указанием на принадлежность текста к научному стилю, например употребление слов мышление, предлог, кора в выражениях: «Мышление реализуется в речи»; «Предлог- служебная часть речи»; «Земная кора подвержена колебаниям».
3. специальные слова и сочетания, которые нигде, кроме как в научной речи, не употребляется. Сюда относится узкоспециальная и общенаучная терминология, например: известкование, гранулирование, сфера, атмосфера, симптом, импульс и др.
Частотны существительные, обозначающие абстрактные понятия: величина, объем, возможность и др.
По употребительности прилагательных научный стиль превосходит все остальные стили.