История развития представлений о культуре и становления культурологической мысли

«Культура обеспечивает человеку не господство над природой,

а моральное господство над самим собой» И. Кант

Основные вопросы темы:

1.Представление о культуре в античности:

· Отличается греческая и римская трактовка, скорее культурности, чем культуры. Неслучайно сходный смысл выражали в разных терминах: пайдейя, близкое к современному понятию «образование» и собственно «культура»(cultura), в римской традиции. Тем не менее, и в той и другой трактовке заложено понимание необходимости воспитания и образования в соответствии с космической гармонией.

2.Представление о культуре в средние века:

· Средневековье не знало культуру как особый феномен, самостоятельно созданный человеком. Идеи Откровения как источника культуры, имеющего вневременное и трансцендентное значение и Логоса как «абсолютного педагога» стояли в центре представлений о культуре. Соответственно, культурен тот, кто способен воспринимать, трактовать и понимать Слово Божие, возникает экзегетика.

3.Представление о культуре в эпоху Возрождения:

· Появляется представление о культуре как специфически человеческом, отличном от природного, причиной возникновения этой особой формы бытия признается способность человека к творчеству, созидательной преобразующей деятельности. Именно в эпоху Возрождения появилось разделение на «культурное» и «природное».

4.Становление теории культуры в европейской философии Нового времени:

· Культура в представлении ученых нового времени обеспечивает возможность преодолевать природную ограниченность ума и «культивировать» (Декарт) разум, с помощью которого формируется метод, направленный на постижение истины.

· Появляется представление о культурно-историческом процессе. Признается единство исторического процесса, но вместе с тем дискретность отдельных культур, особая роль при изучении истории отводится истории идей (Вико), так как именно их смена играет решающую роль в смене исторических эпох.

· Осознается и объясняется связь истории и культуры, культура признается историчной во времени (Гердер) и многообразной в пространстве. Осуществляется попытка выделить культурные эпохи

· Культура трактуется И.Кантом как движение от «царства необходимости» к «царству свободы». Выделяются отдельные аспекты культуры как религия, мораль, искусство. Особое место Кант уделяет этическому компоненту культуры, разрабатывая свою теорию категорического императива.

· Ключевое понятие философии Гегеля «абсолютный дух» в его основных формах - искусстве, религии и философии дух возвращается к самому себе и постигает себя в абсолютной истине.

· Отличное от предыдущих исследователей представление о культуре содержится в концепциях Ницше и Шопенгауэра. Они считают культуру механизмом, подавляющим жизненную силу человека, соответственно понятие впервые приобретает отрицательный смысл.

Ключевые понятия темы:

Пайдейя – в Древней Греции процесс формирования автономной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и самостоятельному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании (греч. pais – ребенок).

Cultura(лат.) – в латинском языке слово имеет несколько значений: возделывание, обрабатывание, уход; разведение; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание.

Экзегетика – (образовано от греч. exegeomai - истолковываю) - раздел фундаментальной теологии, занимающийся истолкованиями текстов Откровения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: