В качестве материала для ответа на данный вопрос я взяла две главы из учебников Кохановского «Основы философии науки» и «Философия науки в вопросах и ответах», посвящённые герменевтике Гадамера и Дильтея («Философская герменевтика и гуманитарное знание (Гадамер)» и «Особенности описательной психологии и герменевтикиВ.Дильтея») + определение герменевтики, которое даёт Микешина – автор учебника «Философия науки».
I. Микешина:
Герменевтика – одна из ведущих когнитивных практик, имеющая дело не только с текстами, но и с пониманием как неотъемлемым моментом бытия субъекта.
II. Конспект главы «Философская герменевтика и гуманитарное знание (Гадамер)» из учебника Кохановского «Основы философии науки»:
Герменевтика – термин греческого происхождения (разъясняю, истолковываю). Изначальный смысл – искусство толкования Библии, литературных текстов и т.д. В XVII-XIX вв. герменевтика рассматривалась в качестве учения о методе гуманитарных наук. Её задачей становится объяснение «чуда понимания».
|
|
В кратком виде суть герменевтики один из её основателей (Гадамер Х.Г) выразил так: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать своё слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чём душа герменевтики».
Основные философско-методологические идеи Гадамера:
1. Научно-теоретическое освоение мира – лишь одна из возможных позиций человеческого бытия, а истина познаётся не только с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.