Хотя при построении теории личных конструктов мы не связывали себя ограничениями кибернетической модели, наши допущения позволяют нам придать наглядность некоторым психологическим процессам на основе аналогий с электронными устройствами. Когда кто-то внимательно изучает происходящие вокруг него события, он «зажигает» определенные дихотомии в своей системе конструктов. Поэтому системы конструктов можно рассматривать как своего рода паттерн сканирования или, проще говоря, растр, который чело-дек непрерывно проецирует на свой мир. По мере осуществления систематического обзора (сканирования) своего перцептивного поля он считывает «отметки целей» - смысловые значения. Чем адекватнее его паттерн сканирования, тем более значащим, наделенным смыслом, становится для него окружающий мир. Чем точнее он соответствует паттернам сканирования, используемым другими людьми, тем больше «отметок целей» - смыслов - человек может извлечь из своих проекций.
Понимаемая таким образом психология личных конструктов обязывает нас к проективному взгляду на всю перцепцию. Все интерперсональные отношения основываются, по существу, на отношениях перенесения (transference), хотя они и подвергаются проверке на истинность и пересмотру. Выполнение всех тестов лучше всего рассматривать как выполнение проективного теста. В психотерапии особую актуальность приобретает перенастройка паттерна сканирования у клиента. В области учения и обучения приобретает важность знание того, какие именно дихотомии в этом паттерне проверяются на правильность.
|
|
Мы также можем полагать, что конструкты обеспечивают порядковые ординаты в психологическом пространстве, где абсциссы обеспечиваются сменяющимися во времени событиями. С конструктами и событиями в качестве координатных осей человек строит решетку, в квадрантах которой его психологическое пространство приобретает многомерное смысловое значение. В отношении ординат существует множество личных версий того, что представляют собой эти оси, тогда как в отношении абсциссы времени мы обладаем общим опытом. Мы можем не соглашаться друг с другом в том, какова сущностная природа того или иного события, однако мы обычно способны достичь согласия (с учетом ретроспективного искажения) в отношении последовательности событий.
Позже мы покажем, как с помощью репертуарной решетки можно составить план определенных участков паттерна сканирования у конкретного человека, как ее можно анализировать непараметрическими методами, как ее можно применить для исследования некоторых проблем генерализации научения и как можно установить отношение; между системой личных конструктов и системами публичных (общественных) конструктов. В этом месте для наших целей вполне достаточно просто привлечь внимание к тому, что систему личных конструктов можно рассматривать в кибернетической плоскости.