КОЕ-ЧТО О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
О «многописании» Чехова
***
За 26 лет творчества Чехов создал около 900 произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы («Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; пьесы «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»).
***
Некоторые рассказы «пишу с потугами», иные – «пишу наотмашь».
Знаменитая чеховская краткость
***
Письмо из редакции о получении очередного рассказа: «Получили, но, к сожалению, все это длинно. Форма прекрасна. Сотрудничество Ваше нам давно желательно. Пишите покороче, а мы Вам будем платить пощедрее».
***
Чехов, чье пристрастие к «мелким вещицам» известно, просит «расширить» его права со 100 до 120 строк: «Мысль о “100” и “не больше” толкает меня под руку с первой же строки. Я сжимаю, елико возможно, процеживаю, херю — и иногда (как подсказывает мне авторское чутье) в ущерб теме и (главное) форме».
|
|
***
“Ах, если бы я был богатый человек — я бы всё маленькие рассказы писал!” (А.Чехов)
О псевдонимах
Чехов использовал огромное количество псевдонимов, и даже сам при подготовке собрания сочинений не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима заключается не столько в желании скрыть подлинное авторство, сколько в желании заинтриговать читателя. Зачастую псевдоним — необходимый элемент композиции. На сегодняшний день установлено 42 псевдонима писателя:
А. П., А. П.Ч-в, Антоша, Антоша Ч., Антоша Ч.***, Антоша Чехонте, А-н Ч-те, Ан. Ч., Ан. Ч-е, Анче, Ан. Че-в, | А. Ч., А.Ч-в, А.Че-в, А Чехонте, Г.Балдастов, Макар Балдастов, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Гайка № 9, | Грач, Дон Антонио Чехонте, Дяденька, Кисляев, М.Ковров, Крапива, Лаэрт, Прозаический поэт, Рувер, Рувер и Ревур, Улисс, | Ц., Ч. Б. С., Ч. без с., Человек без селезёнки, Чехонте, Ч.Хонте, А., Шампанский, …въ, Z |
Рецепт по написанию хорошей прозы от Антона Павловича Чехова
***
Хорошее произведение выйдет при исполнении следующих условий:
1) отсутствие словоизвержений политико-социально-экономического свойства;
2) объективность сплошная;
3) правдивость в описании действующих лиц и предметов;
4) сугубая краткость;
5) смелость и оригинальность; беги от шаблона;
6) сердечность.
***
Советы, касающиеся «описаний природы» и «сферы психики»:
1) у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка и т. д. <...>;
|
|
2) в сфере психики тоже частности. Храни Бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевные состояния героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...
***
«Литератор должен быть так же объективен, как химик».
***
Не надо мыслей. Живые, правдивые образы создают мысль, а мысль не создает образа.