Метод массового опроса предполагает получение информации непосредственно от ее носителя в виде ответов на поставленные вопросы в вербальной форме.
Принимая решение о проведении массового опроса, мы должны учитывать следующее:
1.Информация, которую мы получаем – это не объективные сведения о социальной реальности, а представления респондентов о ней.
2.В подавляющем большинстве случаев у нас нет возможности оценить достоверность полученной информации, мы основываемся на предположении, что респонденты будут честны и откровенны при ответах на вопросы, а также, что они достаточно компетентны в том, о чем мы их спрашиваем.
Эти условия сразу отсеивают ряд вопросов, которые нельзя выяснить с помощью данного метода исследования.
Итак, мы учли все ограничения этого метода, и приняли решение. Поскольку массовый опрос относится к количественным – предельно формализованным - методам исследования, то на стадии проведения полевого этапа исследования будет уже поздно вносить какие-либо серьезные коррективы в процесс. Это означает, что исследователь должен затратить максимум усилий на разработку программы исследования.
|
|
Программа исследования, как правило, включает в себя следующие разделы и пункты:
Раздел первый: методический.
1. Тема исследования.
2. Описание проблемной ситуации.
3. Постановка проблемы.
4. Обозначение объекта и предмета исследования.
5. Определение цели и задач исследования.
6. Формулировка гипотез.
7. Интерпретация и операционализация основных понятий.
8. Описание метода и техники.
9. Описание выборки.
Раздел второй: организационный.
1. Временной план исследования.
2. Ресурсный план (количество привлеченных анкетеров, набивщиков, обработчиков и т.д., необходимых денежных и других материальных ресурсов).
Остановимся подробнее на некоторых пунктах программы.
Описание проблемной ситуации включает в себя ответ на вопрос – зачем нам нужно проводить это исследование, краткий обзор имеющихся источников информации по данной теме. Это «введение в курс дела».
Проблема – основной вопрос исследования.
Объектом исследования является носитель информации по проблеме исследования – для массовых опросов – это какая-то совокупность индивидов. Необходимо четко и конкретно указывать границы объекта. Например, «студенты ТУСУРа дневной формы обучения, проживающие в общежитии». Объект – это та совокупность, которая будет служить нам основой для отбора респондентов. Предмет в массовом опросе – интересующие нас аспекты мнений и оценок этого объекта. Например, комплексная оценка различных аспектов жизни в общежитии студентов ТУСУРа дневной формы обучения, проживающих в нем.
|
|
Цель – это выявление предмета исследования, задачи – различные аспекты цели. Чаще всего, количество задач не превышает 5-7.
Гипотезы – это предположения, касающиеся полученных результатов.
Как показывает практика, самой сложной для обучающихся задачей является интерпретация и операционализация основных понятий, поэтому подробнее остановимся на этой части программы.
Вначале мы делаем теоретическую интерпретацию понятий, которые будут использоваться в нашем исследовании. Мы должны обговорить, что мы будем понимать под теми или иными терминами.
Следующий шаг – эмпирическая интерпретация и операционализация - разложение понятия на операциональные составляющие.
Что значит сделать понятие операциональным? Это означает, найти такие эмпирические индикаторы, которые поддаются замеру. Понятие – это сумма этих индикаторов. Например, понятие «успеваемость студента» может складываться из среднего рейтинга по различным предметам, количества пропусков, количества задолженностей по лабораторным, зачетам и экзаменам. Замерить сразу успеваемость в целом невозможно – каждый из индикаторов мы будем замерять отдельно.