Обмен небольшими участками в случае демаркации границы

^ Государственная граница устанавливается путем:

демаркации - уточнения сопредельными государства­ми линии границы, которая была или могла быть измене­на в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной грани­цы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

делимитации - установления границы между государ­. ствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и неруши­мости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанав­ливается специальный пограничный режим, который предусматривает

порядок охраны и пересечения государственной гра­ницы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ­водственной, транспортной и иной деятельности в рай­оне государственной границы.


^ 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.

Международные реки (МР) - реки, которые протека­ют на территории двух и более государств. МР могут подразделяться на открытые для межд. судоходства, ко­торые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории несколь­ких государств, а на другом - разделять.

Предметом межд.-лравового регулирования вопроса о МР являются вопросы судоходства по МР - данный во­прос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибреж­ные государства вправе (не обязаны) предоставить ино­странным судам возможность судоходства. Иностран­ные суда, таким образом, не праве осуществлять судо­ходство по МР, если данный вопрос не оговорен в соот­ветствующих межд. договорах. Сами прибрежные госу­дарства вправе осуществлять судоходство на всем про­тяжении реки.

^ Вопросы судоходства по МР оговорены в:

Барселонской конвенции и Статуте о режиме навига­ционных водных путей межд. значения 1921 г.;

Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.

^ Вопросы несудоходного использования МР - в ос­нове данного предмета регулирований лежит право при­брежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам

1966 г. использование вод МР одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоход­ного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частно­сти, все работы по использованию гидроэнергии, кото­рые могут привести к физическому изменению местно­сти на территории другого государства или могут причи­нить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет межд. практика.

Дунай - вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венфии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Ук­раины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Ду­нае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и то­варов всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей стра­ны, а на остальных участках - лишь с согласия соответ­ствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содей­ствует их сотрудничеству в данной сфере, проводит кон­сультации, выносит рекомендации и т. п.


Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ^ L АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»

Арктический регион исторически разделен на «секто­ра владения» приарктических государств, хотя и суще­ствует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декла­рировала, что все земли и острова к северу от конти­нентальной канадской части находятся под ее сувере­нитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как со­гласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и не­разведанные), которые входят в полярный сектор госу­дарства, находятся под его суверенитетом. Однако вод­ная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, мо­жет рассматривать его как зону своей безопасности. Та­ким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами межд. морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавлива­ются территориальные воды, прилежащие и экономиче­ские зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

Что касается Российского сектора, то здесь есть не­которые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г.

Норвегии закрепляла права Советской России на Бе­лое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. -на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливно­го типа и внутренние национальные морские пути Рос­сии. Это основано на ряде причин. Во-первых, боль­шую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на се­вер. Во-вторых, русское государство в течение трех ве­ков владело Карским морем (см. царские указы 1617­1620 гг.) и другие государства не возражали против это­го. В-третьих, они являются морями заливного типа, ог­раниченными со стороны океана обширными архипе­лагами и островами.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств при­нимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое межд. сотрудничество: дей­ствуют многостороннее Соглашение о сохранении бе­лых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктиче-ские страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991 г.).


^ 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»

Антарктика - южная полярная область, охватываю­щая материк Антарктиду и прилегающие к нему участ­ки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интерна­циональному. Существует так называемая «система До­говора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный су­веренитет». Здесь общую правовую основу составляет МП, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Таким образом, межд.-правовой режим Антарктики ре­гулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Ан­тарктика является межд. территорией и открыта для на­учного исследования всех стран, а также полностью де­милитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъя­дерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не оста­новило территориальных претензий некоторых госу­дарств. Претензии были заявлены Австралией, Аргенти­ной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали про­тивниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики межд. территорией.

В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претен­зий, но никакие действия других государств на террито­рии Антарктики в период действия Вашингтонского дого­вора не могут считаться основанием для заявления, под­держания или отклонения любой претензии на террито­риальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.

В рамках Договора была подписана Конвенция о со­хранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; межд.-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов опреде­ляется Конвенцией по регулированию освоения мине­ральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологораз­ведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный межд. механизм длл координации деятельности государств в Антарктике -Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, ка­сающиеся деятельности государств в Антарктике.


Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

^ 46. Международное морское право. Понятие, принципы, источники

Международное морское право (ММП) - совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

ММП является органической частью общего МП: оно руководствуется предписаниями последнего о субъек­тах, источниках, принципах, праве межд. договоров, от­ветственности и др., а также взаимосвязано и взаимо­действует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты МП при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов МП, должны действовать не только в соответ­ствии с нормами и принципами ММП, но также с норма­ми и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в ин­тересах поддержания межд. мира и безопасности, раз­вития межд. сотрудничества и взаимопонимания.

Для ММП характерны следующие принципы:

принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все. государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного поле­та над открытым морем;

принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

принцип общего наследия человечества;

принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

принцип охраны морской среды.

Кодификация ММП впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о террито­риальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране жи­вых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положе­ния этих конвенций в той степени, в которой они декла­рируют общепризнанные нормы МП, в частности межд. обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морско­му праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потре­бовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли от­ражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обла­дающих морским побережьем, на эксплуатацию эконо­мической зоны в пределах 200 миль наравне с государ­ствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:

Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;

Конвенции о межд. правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;

Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;

Конвенции о грузовой марке 1966 г.


^ 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море

Внутренние воды - это: а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод; б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения; в) воды заливов, берега которых принадле­жат одному государству, а ширина входа между отметка­ми наибольшего отлива не превышает 24 морских миль; г) так называемые исторические заливы, например Гуд-зонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

^ Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавлива­ется прибрежным государством с учетом норм МП; оно же осуществляет в своих водах административную, гра­жданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех су­дов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных су­дов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территори­альным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного госу­дарства. Внешняя граница территориального моря яв­ляется морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего

отлива вдоль берега: Может также применяться и ме­тод прямых исходных линий, соединяющих соответст­вующие точки.

Согласно Конвенции 1982т. «каждое государство име­ет право устанавливать ширину своего территориально­го моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных ли­ний. Однако и сейчас около 20 государств имеют шири­ну, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностран­ных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако при­брежное государство вправе принимать в своем терри­ториальном море все меры для недопущения прохода, который не я шляется мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно име­новались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверени­тет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря ос­тается принцип свободы открытого моря, который в на­стоящее время понимается не только как свобода судо­ходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовст­ва, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчи­нение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.


^ 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (кон­тинента) в сторону моря до его резкого обрыва или пере­хода в материковый склон. С межд.-правовой точки зре­ния под континентальным шельфом прибрежного го­сударства понимается естественное продолжение сухо­путной территории до внешней границы подводной ок­раины материка или до 200 миль, если фаницы подвод-, ной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разфаничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоя­тельств. Прибрежные государства обладают суверенны­ми правами в целях разведки и разработки его природ­ных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает конти­нентальный шельф, то другое государство не может это­го делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориаль­ные воды и их недра, являющиеся частью государствен­ной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для раз-

ведки и разработки континентального шельфа; разре­шать, регулировать и проводить морские научные иссле­дования. Все государства (а не только прибрежные) име­ют право прокладывать подводные кабели и трубопро­воды на континентальном шельфе в соответствии с по­ложениями Конвенции 1982 г.

Вместе.с тем права прибрежного государства не за­трагивают правового статуса покрывающих вод и воз­душного пространства над этими водами и, следова­тельно, никак не влияют на режим судоходства и воз­душной навигации.

^ Исключительная экономическая зона - район, при­легающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой МП установило особый правовой.режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, раз­работки и сохранения как живых, так и неживых ресур­сов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельно­стью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверените­том. Данный суверенитет предоставляет право прибреж­ному государству задерживать и досматривать иностран­ные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распро­странять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасно­сти. При этом искусственные острова не могут иметь сво­его континентального шельфа и территориального моря.


^ 49. Правовой режим Международного района морского дна

Международный район морского дна - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключи­тельных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом Район открыт для эксплуатации исключительно в мир­ных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Межд. орган по морскому дну, который бу­дет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Глав­ными органами Межд. органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избирае­мых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельно­сти Межд. органа. Половина его членов избирается в со­ответствии с принципами справедливого географическо­го представительства, другая половина - по иным осно­ваниям: от развивающихся стран, имеющих особые ин­тересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономиче­ские выгоды, получаемые от деятельности в междуна­родном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного стату­са самоуправления. Такое распределение доходов, по­лучаемых от деятельности в межд. районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Межд. района, Кон­венция устанавливает, что «ни одно государство не мо­жет претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их- в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваи­вать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Районе будет осуществляться са­мим Межд. органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Межд. органом» государствами - участни­ками Конвенции, либо государственными предприятия­ми, либо физическими или юридическими лицами, имею­щими гражданство государств-участников или находящи­мися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с пред­приятием Межд. органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих госу­дарств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Межд. органом таким образом, чтобы со­действовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельно­сти на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Межд. районе морского дна наряду с положениями Кон­венции регулируются принципами Устава ООН и други­ми нормами международного права в интересах поддер­жания мира и безопасности, содействия международно­му сотрудничеству и взаимопониманию.


^ 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода

Международные проливы - это естественные морские сужения, проход судов через которые и про­лет летательных аппаратов в воздушном пространст­ве над ними регулируются нормами МП. Конвенция 1982 г. не затрагивает проливы, режим которых опре­делен специальными конвенциями. Так, например, ре­жим Черноморских проливов оговорен в Конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Воен­ные корабли перед проходом должны уведомлять пра­вительство Турции. Только черноморские страны мо­гут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Важнейшими межд. каналами также являются Суэцкий канал (режим определен Констан­тинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен Договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версаль­ским договором 1919 г.).

По правовому режиму выделяются следующие виды межд. проливов: а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой ча­стью и ширина которых не перекрывается территориаль­ными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский и др.); б) проливы, исполь­зуемые для межд. судоходства, но ширина которых пе­рекрывается территориальными водами прибрежных го­сударств.

В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осу-

ществляется за пределами территориальных вод на ос­нове принципа свободы судоходства без какой-либо дис­криминации в сочетании с уважением суверенитета, тер­риториальной целостности и политической независимо­сти прибрежных к проливам государств.

В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода в проливах не допус­кается. Иностранные суда, военные корабли и летатель­ные аппараты в таких проливах «пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чи­ниться препятствий».

Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным прохо­дом понимается «осуществление исключительно с це­лью непрерывного и быстрого транзита через пролив». Осуществляя транзитный проход, суда и военные кораб­ли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости госу­дарств, граничащих с проливом. Они также должны воз­держиваться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф и т. д.).

Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписы­вать схемы разделения движения для судоходства, при­нимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др.

Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО f 51. Международное воздушное право. Понятие,

принципы, источники Международное воздушное право (МВП) - совокуп­ность правовых принципов и норм, регулирующих межд. по­леты и иные виды использования воздушного пространства. В своем развитии МВП прошло три этапа: Первый (начало XX в. - начало Первой мировой вой­ны) - появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение госу­дарств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха»:' государства не распространяют свой сувере­нитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. госу­дарства начали применять теорию государственного су­веренитета над воздушным пространством.

Второй (период между мировыми войнами). Для него характерны:

юридическое закрепление принципа полного и исклю­чительного государственного суверенитета над воздуш­ным пространством;

превращение авиации в самостоятельный вид транс­порта и быстрое развитие межд. воздушных отношений;

в 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воз­душных передвижениях: закрепила принцип суверените­та государств над воздушным пространством.

Третий (начался в период Второй мировой войны и длится до наших дней) - разработка унифицированных на межд. ос­нове летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и спо­собствовать безопасности полетов. В 1944 г. Чикагская кон­венция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила Межд. организацию гражданской авиации (ИКАО).

Кроме того, в систему источников МВП можно вклю­чить различные двусторонние и многосторонние межд. договоры.

В российской доктрине МП преобладающим являет­ся подход к оценке юридического статуса МВП, со­гласно которому он базируется на основных общепри­знанных принципах МП, таких как территориальная целостность государств и нерушимость их границ, не­применение силы или угрозы силой, мирное разреше­ние межд. споров.

Но МВП содержит и специальные отраслевые прин­ципы:

принцип государственного суверенитета над воздуш­ным пространством;

принцип свободы полетов в межд. воздушном про­странстве, в том числе над открытом морем;

принцип соблюдения безопасности межд. полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными акта­ми против безопасности гражданской авиации 1971 г.).

В межд. воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:

1) право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;

2) право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т. е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз и почту);

3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;

4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в страну флага судна;

5) право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.


^ 52. Виды воздушного пространства и их право­вой режим. Концепция <открытого неба»

Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В МП нет четкого предела разграничения воздушного пространст­ва с космическим.

Существует три вида воздушного пространства в зави­симости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное пространство - часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, уста­навливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также пра­вила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он уста­навливается для обеспечения политических, экономиче­ских и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка пре-

доставления права на полеты. Согласно Конвенции о межд. гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвен­ции) «никакие регулярные межд. воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других госу­дарств, кроме как по специальному разрешению этих го­сударств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается на­циональными актами с учетом межд. соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей террито­рией:

1) право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;

2) право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

В 50-х годах президентом Эйзенхауэром был пред­ложен институт мер доверия как механизм по соблю­дению принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции «открытого неба» -инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над, территорией друг друга по взаимной договорен­ности. Он получил юридическое закрепление в До­говоре по открытому небу 1992 г., участниками кото­рого являются 24 государства - члена ОБСЕ, в том числе и РФ.


Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

^ 53. Международное космическое право. Понятие, принципы и источники

Днем рождения Международного космического пра­ва (МКП) можно считать дату вступления в силу Догово­ра по космосу - 10 октября 1967 г., когда была оконча­тельно признана применимость принципов МП к МКП. МКП - это система основных принципов МП, специаль­ных принципов и норм, определяющих основы космиче­ского сотрудничества государств и правовой режим кос­мического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.

^ Принципы МКП. На МКП распространяются общие принципы МП. Принцип равноправия государств приме­нительно к космической деятельности означает равен­ство прав всех государств как в осуществлении косми­ческой деятельности, так и в решении вопросов право­вого и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Исследование и использова­ние космического пространства должны быть направ­лены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития. Космическое пространство открыто для исследования и использова-'ния всеми государствами без какой бы то ни было дис­криминации на основе равенства и в соответствии с МП, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в МКП означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе межд. мир и безопасность,

а все споры по всем касающимся освоения космоса во­просам должны решаться мирным путем.

Специализированные принципы МКП: свобода исследо­вания и использования космического пространства и не­бесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеоб­щего признания со стороны международного сообщества.

Процесс нормообразования в МКП имеет две оробен-ности. Первой особенностью является то, что он проте­кает в основном в рамках ООН. Вторая характерная осо­бенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо про­исходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях МП.

Основная роль в процессе образования норм МКП принадлежит межд. договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основ­ные приншты и нормы МКП. По мере развития космиче­ской нау"и и дальнейшего проникновения в космос от­дельные положения космического права конкретизиро­вались в специальных соглашениях, в частности, в Со­глашении о спасании космонавтов, возвращении космо­навтов и возвращении объектов, запущенных в космиче­ское пространство и Конвенции о межд. ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др. Также к договорным источникам МКП относятся различ­ные соглашения о сотрудничестве государств в освое­нии космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных согла­шениях общего характера.


^ 54. Международно-правовой режим космического 1 пространства, Луны, космических объектов

Космос представляет собой единство двух видов тер-1 ритории - космического пространства и естественных небесных тел. ^ Космическое пространство означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства до пределов лунной орбиты (ближний космос), и за ее пределами (дальний | космос). Большинство элементов межд.-правового режи­ма космического пространства идентично для космоса и небесных тел. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространст-| во, включая Луну и другие небесные тела», т. е. не про­водится принципиального различия с точки зрения их правового режима.

Согласно нормам МКП космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использо­вания всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или окку­пации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах кос­мического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела в отличие от космоса должны использо­ваться исключительно в мирных целях. На них запре­щаются создание военных баз, сооружений и укрепле­ний, испытание любых типов оружия, проведение воен­ных маневров, угроза силой или применение силы, лю­бые, другие враждебные действия или угроза их совер­шения.

По Соглашению о Луне 1979 г. ^ Луна и ее природные

ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить межд. режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.

Особое значение имеет часть космического простран­ства, известная как геостационарная орбита (ГСО), ГСО представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запу­щенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого феномена спутник постоянно находится в практически неподвиж­ном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает опти­мальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществле­ния непосредственного телевизионного вещания).

Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по со­ответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ей термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные час­ти. Необходимо четко устанавливать временной аспект, т. е. момент, с которого искусственный объект становит­ся космическим. Это момент запуска, при этом даже с момента неудачного запуска объект считается космиче­ским. Также объект считается космическим и после воз­вращения на землю как запланированного, так и аварий­ного.


Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО f

^ 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы

Международное экологическое право (МЭП) - сово­купность принципов и норм международного права, со­ставляющих специфическую отрасль этой системы пра­ва и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

^ Специальные принципы МЭП. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обоб­щающий принцип в отношении всей совокупности специ­альных принципов и норм МЭП. Его суть сводится к обя­занности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окру­жающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей сре­ды и районам общего пользования.

Экологически обоснованное рациональное использова­ние природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ре­сурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколе­ний; долгосрочное планирование экологической деятель­ности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пре­делах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мир­ную область использования ядерной энергетики.

Принцип защиты экологических систем Мирового океа­на обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.

Принцип запрета военного или любого иного враждеб­ного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффек­тивному запрещению такого использования средств воз­действия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причине­ния вреда любому государству.

Обеспечение экологической безопасности: обязан­ность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением межд. договоров по охране окружающей среды предусматривает созда­ние помимо национальной также разветвленной систе­мы межд. контроля и мониторинга качества окружающей среды.

Принцип межд.-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответствен­ность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.


^ 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции

Воздушная среда является общим достоянием чело­века. В 1979 г. была подписана Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом рас­стоянии. Трансграничным считается загрязнение атмо­сферного воздуха в результате переноса вредных (за­грязняющих) веществ, источник которых расположен на территории другого государства. В целях уменьшения такого загрязнения источниками выбросов вредных ве­ществ, расположенными на территории РФ, РФ обеспе­чивает проведение мероприятий по уменьшению таких выбросов, а также осуществляет иные меры в соответ­ствии с ее международными обязательствами в области охраны атмосферного воздуха.

В 1992 г. была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация кон­центраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздей­ствия на климатическую систему. Под климатической сис­темой понимается совокупность тдросферы, атмосферы, геосферы, биосферы и их взаимодействие. Под неблаго­приятными изменениями в климате понимаются изменения в физической среде или биоте, вызываемые изменениями климата, которые оказывают значительное негативное влияние на состав, восстановительную способность или репродуктивность естественных или регулируемых экоси-тем или на функционирование социально-экономических систем, или на благополучие человека. •

Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. участвующие в ней государства (стороны) прини­мают надлежащие меры в соответствии с положениями настоящей Конвенции и тех действующих протоколов, участниками которых они являются, для защиты здоровья

человека и окружающей среды от неблагоприятных послед­ствий, которые являются или могут являться результатом антропогенной деятельности, изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя. «Неблагоприятное воз­действие» означает изменения в физической среде или био-те, включая изменения климата, которые имеют значитель­ные вредные последствия для здоровья человека или для состава, восстановительной способности или продуктивно­сти природных и регулируемых экосистем или для материа­лов, используемых человеком. В этой связи стороны:

сотрудничают путем проведения систематических на­блюдений, исследований и на основе обмена информа­цией, для того чтобы глубже познать и оценить воздей­ствие деятельности человека на озоновый слой и по­следствия изменения состояния озонового слоя для здо­ровья человека и окружающей среды;

принимают.надлежащие законодательные или адми­нистративные меры и сотрудничают в согласовании со­ответствующих программных мероприятий для контро­лирования, ограничения, сокращения или предотвраще­ния деятельности человека, подпадающей под их юрис­дикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагопри­ятное влияние, изменяя или создавая возможность из­менения состояния озонового слоя;

сотрудничают в разработке согласованных мер, про­цедур и стандартов для выполнения Конвенции в целях принятия протоколов и приложений;

сотрудничают с компетентными межд. органами в це­лях эффективного выполнения Конвенции и протоколов, участниками которых они являются.

В 1987 г. к ней был подписан Монреальский протокол отно­сительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя.


^ 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира

Межд. договоры по охране животного и растительного мира можно объединить в две группы: договоры, на­правленные на охрану флоры и фауны в целом, и дого­воры, охраняющие одну популяцию.

^ Охрана флоры и фауны. Здесь следует назвать: Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их природ­ном состоянии 1933 г., Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Соглашение о тропических лесах 1983 г., Конвенцию о межд. торгов­ле видами дикой флоры и фауны, находящимися под уг­розой уничтожения, 1973 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию об охране мигрирую­щих видов диких животных 1979 г.

Ко второй группе договоров относятся Межд. конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Согла­шение о сохранении белых медведей и многие другие.

Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира осуществляется путем создания националь­ных парков и заповедников, регулирования охоты и кол­лекционирования отдельных видов.

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природ­ных сред обитания 1979 г. Ее цель заключается в сохра­нении дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, со­хранение которых требует сотрудничества нескольких государств, и содействии такому сотрудничеству. Осо­бое внимание уделяется исчезающим и уязвимым ви­дам, включая исчезающие и уязвимые мигрирующие виды. Участники Конвенции обязуются принимать необ-

ходимые меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на уровне, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным тре­бованиям, учитывая при этом экономические и рекреа­ционные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне.

Эффективной мерой охраны диких животных является межд.-правовая регламентация их транспортировки и продажи. Конвенция о межд. торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтоже­ния, 1973 г. содержит три приложения. В первое включе­ны все животные, находящиеся под угрозой исчезнове­ния, во второе - виды, которые могут оказаться под та­кой угрозой, в третье включены те виды, которые по оп­ределению любого участника Конвенции подлежат регу­лированию в пределах ее юрисдикции.

Соглашение о тропических лесах 1983 г. преследует следующие цели: обеспечение эффективной основы для сотрудничества и консультаций между участниками-про­изводителями и участниками-потребителями тропической древесины по всем соответствующим аспектам сектора тропической древесины; содействие развитию и диверси­фикаций межд. торговли тропической древесиной и улуч­шению структуры рынка тропической древесины с учетом, с одной стороны, долгосрочного роста потребления и не­прерывности поставок, а с другой - цен, выгодных для производителей и справедливых для потребителей, и улучшению доступа на рынки; содействие и помощь ис­следованиям и разработкам в целях улучшения лесоуст­ройства и улучшения использования древесины и т. д.


^ 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхно­сти - это огромный резервуар, масса воды в котором со­ставляет 1,4 • 1021 кг. Вода океана составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых насе­лением планеты в пищу. Океану, особенно его прибреж­ной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, ведь около 70% кислорода, поступаю­щего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона. Таким образом, Мировой океан играет огромную роль в поддержании устойчивого рав­новесия биосферы, и его охрана является одной из акту­альных межд. экологических задач.

Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океа­на вредными и токсичными веществами, в том числе неф­тью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

Наиболее распространенными веществами, загряз­няющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Ми­ровой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, при содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязне­ние при захоронении радиоактивных отходов (РАО).

Первоначально основным способом избавления от ра­диоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого 'океана за период с 1949 по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с РАО.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Госу­дарства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдик­цией или под контролем не причиняла ущерба другим го­сударствам и их морской среде путем загрязнения. Госу­дарства обязаны не переносить ущерб или опасность за­грязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой:

В последнее время был принят ряд межд. документов, основной целью которых является охрана Мирового океа­на. В 1972 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации, захоронение РАО с низким и средним уровнем радиации допускается по специальным разрешениям. С начала 1970-х годов осу­ществляется экологическая программа ООН «Региональ­ные моря», которая объединяет усилия более чем 120 стран мира, совместно использующих 10 морей. Были приняты региональные многосторонние соглашения: Кон­венция по защите морской среды Северо-Восточной Ат­лантики (Париж, 1992 г.); Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.) и ряд других.


Тема 18. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО f

^ 59. Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права

Международное уголовное право (МУП) - это систе­ма принципов и норм, регулирующих сотрудничество го­сударств в борьбе с преступлениями, предусмотренны­ми межд. договорами, как отрасль МП оно стало форми­роваться в XIX в. и совершенствоваться по мере обоб­щения опыта государств в борьбе против рабства, фаль­шивомонетничества, нарколреступлений, нарушений за­конов и обычаев войны и т. д. Круг его норм первона­чально ограничивался вопросами подсудности, действи­ем национальных норм уголовного права в пространстве и недопустимости их распространения на территории других государств, выдачи преступников и т. п.

Среди основных принципов МУП выделяются следующие:

• запрещение агрессивной войны;

• неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по МП считается преступным;

• если государство не устанавливает наказания за действия, которые МП отнесены к категории преступ­лений против мира и человечества, то это не являет­ся обстоятельством, освобождающим виновное лицо от межд. уголовной ответственности;

• должностное положение лица, совершившего межд. преступление, не освобождает его от личной ответ­ственности;

• исполнение лицом преступного приказа своего пра­вительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

• каждое лицо, обвиненное в межд. преступлении или в преступлении межд. характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

• неприменение сроков давности к военным преступ­никам и преступлениям против человечества;

• межд. принципы осуществления правосудия по уголов­ным делам, провозглашенные в ст. 7-11 Всеобщей дек­ларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновно­сти, запрещение пропаганды войны, пыток и т. д.)

В настоящее время создана целая система многосто­ронних универсальных договоров в области МУП: Кон­венция о предупреждении преступлений геноцида и на­казании за него 1948 г.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людь­ми 1949 г.; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.; Межд. конвенция о пресечении пре­ступления апартеида и наказании за него 1973 г.; Токий­ская конвенция о преступлениях и некоторых других ак­тах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция о наркотических веществах 1961 г.; Конвенция о психо­тропных веществах 1971 г.; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психо­тропных веществ 1988 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся межд. защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Межд. конвенция о борьбе с захватом заложни­ков 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и.наказания 1984 г.; Конвенция о борь­бе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и т. д.


^ 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений

В зависимости от того, в какой мере преступления за­трагивают интересы сообщества, их подразделяют на две группы:

• межд. преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с межд. преступлениями государств, к которым относятся агрессивная война, апартеид и т. д.;

• преступления межд. характера - правонарушения ин­дивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный, но и на межд. правопорядок, представляя общественную опасность для двух и бо­лее государств (терроризм, оборот наркотиков и т. д.).

В соответствии с объектом межд. преступления делят­ся на:

преступления против мира (планирование, подготов­ка, развязывание или ведение агрессивной войны в на­рушение межд. договоров или заверений, участие в лю­бом плане или заговоре, направленном на осуществле­ние любого из такого рода действий);

военные преступления, под которыми понимаются серьезные нарушения законов и обычаев войны (убийства, истязания или угон гражданского населения оккупирован­ных территорий для принудительных работ, истязание во­еннопленных или лиц, находящихся в море; убийства за­ложников; разграбление общественной или частной собст­венности; бесцельное разрушение городов и деревень, ра­зорение, не оправданное военной необходимостью; биоло­гические эксперименты; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах не-

приятеля; захват, разрушение или умышленное уничто­жение культовых, бытовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических па­мятников, художественных и научных ценностей);

преступления против человечности (убийства, ис­требление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, терро­ризм). Характерной чертой данной группы составляет то, что преступление рассматривается в качестве преступ­ления против человечности, если они совершены с це­лью осуществления или в связи с преступлениями про­тив мира или военными преступлениями;

преступления против человечества (расизм, апар­теид, геноцид и т. д.).

Преступления межд. характера делятся на:

• преступления против стабильности межд. отношений (межд. терроризм; захват заложников; хищение ядер­ного материала; вербовка и др.);

• деяния, наносящие ущерб экономическому, социально­му и культурному развитию государств (фальшивомо­нетничество; легализация преступных доходов и др.);

• преступные посягательства на личные права челове­ка (рабство; эксплуатация проституции третьими ли­цами; пытки и другие бесчеловечные виды обраще­ния и наказания и др.);

• преступления, совершаемые в открытом море (пи­ратство; разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода и др.);

• военные преступления межд. характера (применение запрещенных средств и методов ведения войны; ма­родерство и т. д.).


^ 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера

Под межд. борьбой с преступностью понимается со­трудничество государств в борьбе с определенными ви­дами преступлений, совершенных индивидами. Это со­трудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой такого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более суще­ственную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вруче­ние документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессио­нально-технической помощи. Многие государства испыты­вают острую нужду в оснащении своих правоохранитель­ных органов новейшими техническими средствами, необ­ходимыми для борьбы с преступностью. Например, для об­наружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, об­завестись которой в состоянии далеко не все государства.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уго­ловным делам, выдача преступников, передача осуж-

денных лиц для отбывания наказания в стране, гражда­нами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопро­вождаются межведомственными, в которых конкретизи­руется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским/ семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН.. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права.

Межд. сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаи­мосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г) обеспечение неотвратимости наказания;

д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: